Пресс-Релизы

КорреспонденТ выпустил спецвыпуск "Золотая сотня — 2011"

9 June, 2011, КиевKP Media

Шестой год подряд Корреспондент публикует рейтинг самых богатых украинцев. И в шестой раз первую строку в списке занимает донецкий предприниматель Ринат Ахметов. Его активы за год подорожали с $ 17,8 млрд до $ 25,6 млрд.

На второе место в списке впервые поднялся Геннадий Боголюбов с состоянием $ 6,6 млрд, потеснив своего партнера по бизнесу Игоря Коломойского ($ 6,2 млрд). В Золотой сотне, как в зеркале украинской эволюции, отразились сильные и слабые стороны отечественной экономики и политики. Сильная сторона экономики, которая сквозит через весь список этого года, — укрепление аграрного сектора. Из 100 бизнесменов 42 инвестируют в сельское хозяйство и пищевую промышленность. Самые успешные из них стремительно укрупняются. Юрий Косюк (№ 11) в начале 2010 года пахал на 180 тыс. га, в конце того же года — уже на 280 тыс. га. «Главное отличие 2011 года в том, что предприятиям компании придется обрабатывать рекордные для них объемы угодий», — говорит миллиардер.

За год колоссально разрослись розничные сети. Практически все их владельцы открыли десятки новых супер- и гипермаркетов. Капитализация крупнейшей торговой сети Fozzy Group более чем утроилась. Стоимость АТБ-маркета возросла вчетверо. Год был хорошим и для металлургов. Сталь подорожала на треть. Внешние рынки проснулись, потребление черных металлов выросло на 13%. «Всегда есть шанс остаться на гребне, если ты что-то строишь и созидаешь», — говорит Виктор Пинчук (№ 4). В итоге нынешняя Золотая сотня значительно укрепилась. В 2010 году общий кошелек 100 миллионеров весил $ 66,5 млрд, в нынешнем — $ 83 млрд. Год был неравнозначным для членов Золотой сотни. 73 нарастили свои капиталы, двое сохранили их. Остальные сдулись. Рекордсмен по темпам роста — Дмитрий Фирташ (№ 7). Его активы за год подорожали на 540%. «Кризис — это, конечно, возможность для одних, — говорит Павел Климец (№ 48), умноживший свой капитал вчетверо. — И конец для других».

Один из таких проигравших, Владимир Бойко (№ 39), вынужден был выйти из бизнеса, продав активы конкурентам. Золотая сотня продемонстрировала, пожалуй, и самый тревожный тренд времени, а именно монополизацию экономики. В редкой стране можно найти такую концентрацию капитала в руках нескольких человек. Вся тяжелая промышленность многомиллионного государства теперь находится в руках четырех-пяти бизнесменов. Практически половина всего капитала Золотой сотни ($ 39,5 млрд) принадлежит двум финансово-промышленным группам — СКМ (собственник Ахметов) и Приват (владельцы Боголюбов, Коломойский и Алексей Мартынов, № 9). 25 участников Золотой сотни родом из Донецка и Донецкой области. Их вклад в Золотую сотню — $ 35,1 млрд. В списке 12 днепропетровцев с суммарным капиталом $ 22,5 млрд. Шесть миллионеров родом из Харькова, их состояние весит $ 2,5 млрд. Коренных киевлян в списке девять, на их долю приходятся скромные $ 1,8 млрд.

Партия регионов по капитализации имеет тотальное преимущество перед всеми общественно-политическими объединениями Украины. 25 человек, то есть каждый четвертый из Золотой сотни, — члены правящей партии. В прошлом году их было 17. Рост частично объясняется переходом мультимиллионеров Андрея Веревского (№ 17), Евгения Сигала (№ 32), Александра Фельдмана (№ 41) и Степана Глуся (№ 81) из оппозиции в партию власти. БЮТ понес многомиллионные потери. Ведь кроме вышеперечисленных бизнесменов оппозиционную фракцию покинули Тариэл Васадзе (№ 40) и Александр Буряк (№ 43). Таким образом, совокупный вклад Партии регионов в Золотую сотню составляет $ 31,1 млрд, фракции БЮТ — $ 3,2 млрд (Константин Жеваго, № 5, и Александр Слободян, № 100). Язык цифр красноречив. Он без лишних эмоций показывает, кто в доме хозяин и на чьей улице праздник.

В то же время цифры не могут представить всю палитру деловой и политической жизни клуба украинских мультимиллионеров. В этом номере Корреспондент в сдержанных тонах рассказывает о тех, кто правит украинским капиталом. По подсчетам Александра Глуся (№ 81), на место в Золотой сотне претендуют не более 400 человек. «Я знаю, кто в каких активах живет, — говорит совладелец ликеро-водочной компании Nemiroff. — Мы многие друг друга знаем». Все 400 миллионеров в одну сотню не вмещаются. Корреспондент отобрал 100 самых-самых.



Хотите разместить свой пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали