Пресс-Релизы
Федор КРАШЕНИННИКОВ дал интервью порталу iEcp.Ru
В настоящее время этим вопросом озадачиваются многие – и не только непосредственно участники электронного взаимодействия, но и обычные граждане, в чью жизнь со всё нарастающей скоростью внедряются новейшие цифровые и электронные технологии.
(От ред. - материал приводится в сокр. Полный вариант на iecp.ru)
На этот и другие, не менее актуальные, вопросы электронного документооборота отвечает гость редакции портала iEcp.RuФедор КРАШЕНИННИКОВ, генеральный директор компании «Русское Техническое Общество» (РТО)− как решается вопрос трансграничного электронного документооборота, кто является третьей доверенной стороной, и почему «мировая универсальная электронная подпись» не самый лучший вариант развития событий.
− Федор Николаевич, помнится, в августе прошедшего года Вы уже рассказывали в одном своем интервью об актуальности проблемы трансграничного действия электронной подписи. Что-нибудь изменилось за прошедшие полгода?
С каждым днем растет количество фирм, которые обращаются к нам за консультациями по этому вопросу. Вступление в окончательную силу нового закона об электронной подписи, официально оформившего признание электронной подписи как эквивалента собственноручной, и придание информации в электронной форме, подписанной квалифицированной электронной подписью, статуса документа, равнозначному документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и имеющим такую же юридическую силу, предоставляет пользователям огромные возможности.
Несколько лет назад, будучи в гостях у своего друга-коллеги в Эстонии, я стал свидетелем события, поразившего меня до глубины души. Находясь в офисе своего партнера, я увидел, как его сотрудница оформляла получение пособия на ребенка. Она зашла на сайт соответствующего государственного учреждения, написала заявление в произвольной форме и подписала его своей квалифицированной подписью, сертификат которой хранится на ее ID-карте. Весь процесс занял две минуты. На мой вопрос о том, что ей нужно будет делать дальше, какие справки собрать, куда отнести, она объяснила, что никаких дополнительных действий больше не требуется. Получив ее заявление, чиновник, имея доступ к государственным базам данных, обязан сам собрать всю необходимую ему для принятия решения по этому вопросу информацию и сообщить заявителю в течение десяти дней о принятом им решении по электронной почте.
Такая система не только фантастически облегчает жизнь граждан, экономя им время, силы и нервы, но при этом своей «прозрачностью» практически устраняет условия для коррупции и взяточничества.
(продолжение на сайте iecp.ru)
− Доверенная Третья Сторона, – есть ли предпосылки к ее созданию, кого Вы видите в этой роли? Допустим, что будет создан документ, который будет регламентировать и определять порядок использования «универсальной» международной электронной подписи.
Начну отвечать с последнего вопроса. На мой взгляд, идея создания «универсальной» международной подписи – это утопия. Наш мир многополярен, − применяя универсальные решения, мы всегда должны учитывать специфику всех участников. В каждом правовом поле есть свои особенности и, соответственно, законы, рекомендации, алгоритмы и требования по использованию электронных подписей. Требовать от всего мира, чтобы все страны отказались от своих специфичных, только ими прописанных требований, в конечном итоге, поступившись частью своей безопасности, а соответственно, и независимости, и приняли в безоговорочном порядке практику и законы, которые использует, например, США или Европейский союз, или Россия, – это все равно, что говорить о замене всего законодательства на законодательство другой стороны.
Гораздо более красивым и простым решением является создание условий (правил, рекомендаций), выполняя которые каждый участник сможет участвовать в обмене юридически сильными электронными документами, используя квалифицированную электронную подпись, выработанную в соответствии с законами и требованиями своего правового поля.
Предпосылки к созданию Доверенной Третьей Стороны появились давно. Но прежде чем говорить об этом, давайте сначала остановимся на основных задачах, которые, на мой взгляд, должны быть решены при обмене любой значимой электронной информации. Здесь бы я бы выделил две основные технические задачи. Первая, это обеспечение требований к самому электронному документу (ЭД), то есть информации подлежащей обмену в соответствии с ГОСТ Р ИСО 15489-12007 (ISO 15489-1:2001), включающее в себя : а) целостность и авторство; б) достоверность и актуальность (пригодность для последующего использования) и прочие требования. И вторая задача - обеспечение условия доступа к ЭД в соответствии с конкретикой бизнес-процесса и политикой безопасности. В данном случае предлагаю остановиться только на задачах обеспечения целостности и авторства ЭД.
Обычно технические задачи по обеспечению целостности и авторства информации решаются с использованием электронной подписи, легитимной в конкретной правовой зоне участников информационного обмена. На этих же принципах строится и юридическая основа осуществления механизма.
Однако при трансграничном информационном обмене существует не менее двух, а в общем случае и более, правовых зон со своими различными легитимными требованиями к техническим и к юридическим аспектам использования электронной подписи.
Таким образом, для обеспечения юридической силы такого реквизита электронного документа как электронной подписи в рамках разных правовых систем участников обмена требуется дополнительно учитывать следующие требования и ограничения:
(продолжение на сайте iecp.ru)
− В ноябре прошлого года Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации была подписана Декларация о евразийской экономической интеграции. Окажет ли это событие какое-нибудь влияние на решение вопроса трансграничного обмена электронными документами с подписями?
Безусловно, поскольку любые интеграционные движения означают усиление международных связей и торговли, а, значит, и сопутствующего информационного обмена. К этому событию шла нормативная подготовка − так 13 мая 2010 года Председатель Правительства РФ В.В. Путин издал Распоряжение № 722-р «О подписании Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой территории таможенного союза» и Распоряжение № 723-р «Об одобрении проекта Концепции создания интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и подписании Соглашения о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза». Этими документами были одобрены концепция создания интегрированной информационной системы, а также признано целесообразным подписать указанные Соглашения на заседании Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав правительств.
21 сентября 2010 года Представителями Правительств Беларуси, Казахстана и Российской Федерации было подписано Соглашение о применение информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза.
В перечисленных выше документах ясно и подробно регулируются отношения, возникающие в процессе согласования, отправления, передачи, получения, хранения и использования электронных документов государственными органами государств-сторон, физическими или юридическими лицами при применении информационных технологий для обмена электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза. Там же обозначено, что «интеграционным компонентом информации в электронном виде является система трансграничного электронного документооборота на основе взаимодействия доверенных третьих сторон».
Данные документы определили и юридически закрепили концепцию и основные положения юридически значимого документооборота между тремя странами, в частности, и трансграничного документооборота, в целом.
На основе данной технологи, на базе электронной торговой площадки В2В было создано и продемонстрировано в октябре 2010 года в рамках выставки InfoDOC-2010 техническое решение, реализующее проведение on-line торгов российскими и белорусскими участниками с применением, соответственно, российских и белорусских электронных подписей. Замечу, что реализация данного решения практически не потребовало изменения технологии работы самой площадки. Изменения касались только процедуры проверки самой подписи. Это позволило полностью реализовать пилотный проект в течение одного месяца.
(продолжение на сайте iecp.ru)
Статья - полный вариант на iecp.ru (http://iecp.ru/articles/item/383246/)
Хотите разместить свой пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали