Пресс-Релизы

Рынок потребительского кредитования ждут серьезные перемены

Похоже, что участников рынков потребительского кредитования ожидают нелегкие времена. Потребительское кредитование, которое считалось и пока еще считается самым высокодоходным банковским бизнесом в России, может утратить значительную долю своей привлекательности, как для действующих игроков, так и для иностранных инвесторов, которые сейчас прицениваются к национальным банкам.

Похоже, что участников рынков потребительского кредитования ожидают нелегкие времена. Потребительское кредитование, которое считалось и пока еще считается самым высокодоходным банковским бизнесом в России, может утратить значительную долю своей привлекательности, как для действующих игроков, так и для иностранных инвесторов, которые сейчас прицениваются к национальным банкам.

Неприятности начались почти сразу же после окончания новогодних каникул: сначала Банк России опубликовал документ, обязывающий банки раскрывать эффективные процентные ставки по потребительским кредитам, составляющие реальную, а не заявленную стоимость заемных средств. А затем появилась информация о том, что Верховный суд признал правомерными претензии Роспотребнадзора о незаконности взимания банками дополнительных комиссий и штрафов при обслуживании кредитов. Правда, это сообщение уже на следующий день было опровергнуто Ассоциацией региональных банков «Россия». В официальном пресс-релизе Ассоциации говорится, что никакого решения по данному вопросу Верховный Суд не принимал. Однако большинство участников рынка склоняется к тому, что нет дыма без огня: вполне возможно, что в недалеком будущем банки действительно лишатся возможности получать дополнительные доходы за счет взимания штрафов и пеней. И уж точно они лишатся дополнительных доходов, проистекающих из-за «накручивания» процентных ставок по кредитам.

В Центробанке дают понять, что требование по раскрытию эффективных ставок при потребительском кредитовании было принято не спонтанно: ситуация, складывающаяся в секторе, вызывала обеспокоенность у российских финансовых властей на протяжении последних трех лет. На сегодняшний день, по оценкам ЦБ, разрыв между реальной и заявленной стоимостью кредитов для инвесторов-частных лиц может составлять десятки процентов, а в некоторых случаях - без малого 100%. Так, при заявленной ставки по потребительским кредитам на уровне 29% реальная ставка может колебаться от 90 до 124% годовых. По кредитным картам разрыв между этими двумя показателями может составлять порядка 25-30%, эффективная ставка по автокредитам почти в два раза может превышать заявленную в договоре.

«Разрушение иллюзий чревато для банков потерей клиентской базы», - говорит аналитик агентства 'Рус-рейтинг' Виктория Белозерова. Эксперты считают, что результатом нововведения может стать коррекция ставок в меньшую сторону и одновременно введение новых скрытых комиссий. При этом, по их словам, наиболее сильно могут пострадать банки, активно работающие на рынке экспресс-кредитования, то есть предоставляющие кредиты на целевое приобретение товаров в торговых точках. Именно в этих случаях разрыв между заявленной и эффективной ставкой достигает максимальных значений.

Не исключено, что ужесточение правил игры повлечет за собой не только коррекцию ставок, но и изменение состава игроков на рынке экспресс-кредитования. Многим российским банкам, которые являются здесь лидерами, придется уступить свое место иностранным структурам. Причина проста: последние обладают более совершенной системой скорринга (оценка «качества» заемщика), у них - особенно в том случае, если речь о специализированных розничных банках - накоплен огромный опыт работы именно в сфере экспресс-кредитования. Это значит, что они, в отличие от многих российских банков, будут более эффективно управлять рисками, и не будут кровно нуждаться в том, чтобы «накручивать» ставки по кредитам. Ведь последние зачастую росли потому, что банк стремился с помощью высоких ставок покрыть убытки, причиняемые ему невозвратами и «плохими кредитами».

Неясны в контексте новой ситуации и перспективы рынка кредитных карт. В последние два года он развивался очень динамично, однако теперь над ним тоже собираются тучи, так как эффективные ставки по кредитным картам значительно отличаются от заявленных в договорах показателях. Не так сильно, как это бывает на рынке экспресс-кредитования, но все же. Впрочем, как считает вице-президент Инвестсбербанка Алексей Михайлик, держатели карт вряд ли переживут «кризис доверия» в случае, если узнают, что их «нагревали» по ставкам. «В карточных кредитах главными качествами являются не их стоимость, а скорость выдачи и гарантированность получения»,- поясняет эксперт.

По словам аналитиков, в принципе, то же самое можно справедливо во многих отношениях и для экспресс-кредитования: зачастую человек принимает здесь решение взять кредит под воздействием эмоционального фактора (пришел, увидел, купил). Ему не до того, чтобы просчитывать реальную и эффективную ставку - все, что его волнует в данной ситуации, это возможность получить понравившуюся вещь в максимально короткий срок и с минимальными текущими затратами.