Пресс-Релизы
Всемирный экономический форум в Давосе.
А. Меркель: «капитализм нуждается в регулировании». А. Дворкович: «России необходима реорганизация внутреннего финансового рынка». Е. Дикова: «если рецессия затянется, не исключена вероятность межгосударственных заимствований».
В пятницу внимание гостей Всемирного экономического форума в Давосе было приковано к жаркой дискуссии по проблемам функционирования мировой финансовой системы, на котором присутствовали главы государств «Большой восьмерки» (G-8), представители корпораций и многочисленных международных организаций. Тон разговору задала канцлер Германии Ангела Меркель, которая предложила безотлагательно сформировать при Организации Объединенных Наций такую новую структуру, как Совет по экономике, который мог бы функционировать по аналогии с Советом Безопасности. Тревожный характер сложившейся ситуации, по мнению Меркель, вынуждает признать необходимость гораздо более тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон в процессе преодоления кризисных явлений.
Канцлер Германии указала на то, что в мире, несмотря на его стремительную глобализацию, все еще отсутствует общепризнанная глобальная архитектура, способная противодействовать деструктивным экономическим сбоям. Вместе с тем, Ангела Меркель с уверенностью заявила о том, что социальная рыночная модель экономического устройства, так хорошо послужившая Германии в послевоенный период, могла бы стать надежной основой будущего миропорядка. По словам Меркель, такая модель представляет собой ни что иное, как третью альтернативную модель современного государственного устройства, стоящую между социализмом и капиталистической экономикой.
«Государство является стражем социального порядка, однако конкуренции необходимы глазомер и социальная ответственность», - упорно убеждала Ангела Меркель с высоты давосской трибуны. «Свобода индивидуума должна быть ограничена, если она отбирает свободы у другого», - на этой ноте канцлер подвела итог своему выступлению. Впрочем, Меркель тут же объявила о запланированном на предстоящую неделю саммите в Берлине, куда она уже пригласила глав ведущих мировых экономических институтов для детального анализа сложившейся ситуации. Среди приглашенных были заявлены Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ), Международная организация труда, Всемирная торговая организация (ВТО) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Выступление Ангелы Меркель и ее именитых содокладчиков собрало под одной крышей всех акул отечественного бизнеса и представителей официальной российской делегации. Гостями дискуссии были Заместитель Председателя Правительства, Министр финансов РФ Алексей Кудрин, помощник президента России Аркадий Дворкович, Председатель правления Сбербанка России Герман Греф, Председатель Совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков, Председатель Совета директоров «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили и Член Правления Банка ВТБ Ольга Дергунова.
Нельзя было также не заметить Президента группы компаний IBS Анатолия Карачинского, Президента DEA CORPORATION Екатерину Дикову, Генерального директора ОАО «Вымпелком» Александра Изосимова и совладельца ТНК-ВР Виктора Вексельберга, которые активно общались с присутствовавшими коллегами и деловыми партнерами. По завершении обсуждения мы воспользовались моментом, чтобы задать несколько вопросов Аркадию Дворковичу, который, казалось, был под впечатлением от услышанного.
Корр.: Как вы относитесь к предложению Ангелы Меркель? Есть ли надежда, что на встрече в Берлине будет принята некая финансовая хартия, которая упорядочит экономический хаос и призовет к ответственности ведущие экономически развитые страны?
А. Дворкович: Мы, безусловно, всецело поддерживаем госпожу Канцлер в ее стремлении развить позитивный диалог, начатый в Давосе, с тем, чтобы привести прозвучавшие здесь идеи к некоему общему практическому знаменателю. Встреча в Берлине будет проходить в рамках «Большой восьмерки», но ее стандартный формат будет дополнен представителями наиболее серьезных международных организаций. Главное состоит в том, что у нас есть ощущение понимания нашей позиции по ключевым проблемам со стороны партнеров по G-8 и это дает надежду на плодотворное продолжение начатой здесь работы. Роль государства в экономике, как указала Ангела Меркель, чрезвычайно высока. Мы убеждены в том, что у государства есть своя собственная неотъемлемая сфера ответственности и в этом у нас есть полнейшее взаимопонимание с нашими немецкими коллегами.
Корр.: Какова реакция ваших партнеров на вчерашнее выступление Путина? Говорят, некоторых она поразила не меньше, чем знаменитая «мюнхенская речь», это правда?
А. Дворкович: Действительно, Владимир Владимирович напрямую затронул наиболее актуальные, и даже болезненные аспекты той проблемы, благодаря которой мы все имеем сегодня столько трудноразрешимых вопросов в экономике и финансовой сфере. Возвращаясь к роли государства, о которой сегодня столько говорила Ангела Меркель, замечу, что пренебрежение этой функцией в пользу дикого капитализма, как мы могли уже убедиться, не привносит ничего хорошего в макроэкономическую стабильность. В России роль государственных институтов довольно сильна и за это нас часто подвергают критике, но давайте посмотрим на ведущие промышленно развитые страны Европы и мы увидим, что во многих случаях, там вмешательство государства еще выше и сегодня это во всеуслышание признано в высшей степени оправданным явлением. Соответственно, наша позиция нисколько не меняется, и все озвученные премьер-министром приоритеты будут играть определяющую роль в развитии нашей экономики в ближайшие годы.
Корр.: Насколько реалистичны перспективы рубля, как единой валюты для резервирования и взаиморасчетов на постсоветском пространстве?
А. Дворкович: Что касается будущего мировой финансовой системы, то наиболее устойчивой является позиция с опорой на несколько региональных центров силы. Большинство этих центров уже вполне оформлены. Они будут обладать необходимыми ресурсами и прочностью для поддержания локальных финансовых рынков уже в самой ближайшей перспективе. При этом важно, чтобы с принятием резервных функций эти страны, назовем их эмитентами стабильности, не рассматривали свою новую роль исключительно сквозь призму финансовой выгоды. Одновременно они должны принимать на себя целый ряд серьезных обязательств, которые не позволили бы повториться тому, что мы имеем сегодня. России, для полноценного делегирования указанных функций необходимо провести существенную реорганизацию внутреннего финансового рынка и добиться значительного роста объемов взаимных капиталовложений именно в той сфере, где мы можем реализоваться в качестве регионального резервного центра. Когда, в результате указанных действий, спрос на рубль поднимется до необходимого уровня, принятие резервных функций произойдет практически в самопроизвольном режиме.
Более подробно о российских приоритетах в условиях всемирного кризиса нам рассказала в прошлом Глава подразделения Сенаторского клуба Совета Федерации ФС РФ, а ныне Президент DEA CORPORATION - Екатерина Дикова.
Корр.: Все говорят, что рецессия будет продолжительной и в связи с этим не может не интересовать вопрос: сумеет ли Россия «вытянуть» все это время на своих собственных резервах или очень скоро нам придется вернуться к практике внешних заимствований, признаться, уже порядком позабытой?
Е. Дикова: Безусловно, текущий год обещает быть самым трудным и это означает, что государству в ближайшие месяцы придется потратить значительную часть имеющихся средств. Львиная доля помощи будет направлена системообразующим предприятиям, список которых, по последним данным, вырос до 2000. В это число войдут и многие предприятия, находящиеся в состоянии близком к банкротству. В данном случае приоритетной является необходимость, во что бы то ни стало, обеспечить стабильность в социальной сфере. Это – прямая и главная задача правительства Российской Федерации. Общий объем Фонда национального благосостояния и Резервного фонда составляет на текущую дату примерно 7,32 триллиона рублей. Этих резервов должно хватить, как минимум, на 2010 и 2011 годы. Что будет дальше, трудно прогнозировать, но если рецессия затянется, не исключена вероятность заимствований, хотя, в конечном итоге, все будет зависеть от реального состояния нашей экономики.
Корр.: Есть какие-то изменения в прогнозах экономического роста в России и за рубежом?
Е. Дикова: В текущем году мировую экономику ожидают наиболее низкие темпы роста со времен окончания Второй мировой войны. Стоит отметить, что рецессия, которая нас ожидает, не является неотъемлемым фактором кризисных процессов. Нечто подобное происходящим сегодня процессам наблюдалось в 83-м году, но тогда все равно отмечался, пусть минимальный, но все-таки рост экономики на уровне 0,3%. Сейчас мы имеем ситуацию, при которой эта цифра, скорее всего, будет отрицательной. Конечно, все это неизбежно приведет к дефициту бюджетов, в том числе региональных. В лучшем случае они потеряют около 400 млрд. рублей относительно уровня 2008 года. Правительство уже пообещало выделить 300 млрд. рублей в качестве одной из составляющих неотложных мер по поддержке регионов и будем надеяться, что обещание будет выполнено.
Корр.: Что будет с банковской системой? Вчера Игорь Шувалов сообщил, что новые меры по поддержке банковского сектора будут предложены правительству через полторы недели. Обусловлена ли такая неопределенность отсутствием у правительства понимания текущей ситуации или все меняется так стремительно, что правила приходится переписывать на ходу?
Е. Дикова: Центробанку, безусловно, приходится держать руку на пульсе. Скорее всего, банкам будут выделены обещанные средства в размере до 900 млрд. рублей. Примерно половина этой суммы должна быть направлена в Сбербанк и еще 200 млрд. в ВТБ. Некоторые банкиры уже высказывают допущение о том, что средства могут быть переданы посредством дополнительной эмиссии и вхождения государства в капитал, однако это не тот путь, которым предпочитает идти правительство. Коммерческие банки должны получить около 200 млрд. в качестве дополнительной капитализации и это все, на что они сегодня могут рассчитывать. Не исключено, что завтра ситуация может в корне измениться. В конце концов, у правительства есть приоритеты, которые связаны, в частности, с предприятиями ОПК, которым в качестве прямой поддержки выделяется 50 млрд. рублей плюс госгарантии еще на 100 млрд. В этой отрасли проблемы не столь заметны благодаря оборонзаказу, но темпы роста все же сократились на величину порядка 6-8 процентных пунктов. В целом, можно сказать, что сидеть и ожидать помощи от государства – занятие малоперспективное. Нужно прилагать собственные значительные усилия и надеяться на то, что рецессия не затянется надолго.
© 2010 Власов П.А.
Хотите разместить свой пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали