Пресс-Релизы
Зеленая волна объединяет миллионы
Каждый на своей волне – и тогда люди не понимают, не слышат друг друга. Но есть волны, которые объединяют. За примерами далеко ходить не надо - Зеленая волна.
Международная книжная выставка-ярмарка «Зеленая волна» уже в пятнадцатый раз соединила на своем гребне читателей и писателей, издателей и редакторов, детей и взрослых, одесситов и тех, кто приехал в Одессу в августе окунуться в волны Черного моря. Пятнадцать лет, (и точно – лет, поскольку «Зеленая волна» накатывает в августе либо в июле) устроители выставки с неутомимым упорством настаивают на том, что книги не отжили свое. Они сопротивляются утверждению, что компьютерные игры, СD-плееры, кинозалы 3-D вытеснили из обихода публики привычку листать страницы. Они по-прежнему уверены в том, что сообщество читателей живо, несмотря ни на какие средства нивелирования и оглупления электронными способами.
Изначально выставка-ярмарка «Зеленая волна» задумывалась не как прибыльное коммерческое мероприятие. С тем и существует полтора десятка лет. Фирма «Экспо-Юг-Сервис», поднявшая «Зеленую волну» как раз специализируется на Международных выставках-ярмарках. Сфера интересов фирмы широка, как бывшая страна моя родная. Но в капиталистическом этом предприятии существует такой естественный при развитом капитализме и такой неожиданный при капитализме диком, гуманитарный элемент.
«Зеленая волна» должна была перехлестнуть через неожиданно выросшие барьеры и границы, чтобы сохранить в единстве и целостности культурное пространство. Главное целью, сверхзадачей «волны» было и есть не принести прибыль, а противостоять той «разрухе в головах», которая начинается, когда в Одессе кто-то вдруг, ни с того, ни с сего начинает именовать Александра Сергеевича Пушкина «зарубежным писателем».
Стоит заметить, что Иван Франко жил и творил, преимущественно на территории Австро-Венгрии. Но его «зарубежным» никто не называл. Пушкина же, Толстого, Достоевского, Чехова, Ильфа, Петрова, Катаева, Бабеля, плоть и кровь отечественной культуры, а иногда – плоть и кровь Одессы, вдруг, лишенным логики путем перебросили через границу. Границу, возникшую в нездоровых головах малообразованных людей. Можно было бы сказать, что это личные проблемы этих самых людей, если бы ни не определяли культурную и образовательную политику нового самостоятельного государства. И вообще это самое государство и олицетворяли. Когда государственные мужи являют неразумие, долг любого гражданина проявить разум. Крики «Я выполнял приказ» не каждый суд зачтет в пользу подсудимого. Были прецеденты.
Частная фирма в силу своей нравственной позиции осуществляет политику здравого смысла, вопреки политике хаоса и разрушения. Легко ли это? Не слишком. «Зеленая волна» не сразу нашла постоянное место под солнцем. Она плескалась то выставочном зале Морского вокзала, то во Дворце спорта, прежде чем докатилась до самого центра, до самого сердца города, чтобы шуметь уже на Дерибасовской.
При двойном кризисе – кризисе экономическом, и кризисе читательском – выбор места книжной ярмарки очень важен. Ведь на Морвокзал, а тем паче во Дворец спорта надо оправляться специально. А по Дерибасовской ходят все. Вот в течение четырех дней этим «всем» и напоминают: Одесса не совсем еще потеряла значение культурной столицы Юга. В городе имеют место быть прекрасные музеи. (Одесский литературный музей, к примеру, создавал на «Зеленой волне» довольно примечательные и приметные экспозиции). Здесь еще не совсем убита киностудия. Более того – книгопечатание не умерло. Книги издаются не только на одном языке, а на разных. В том числе и на том, на котором люди читать привыкли.
Кстати, некоторые одесситы и гости города по окончании выставки признавались: «И не собирались, да купили книги. Просто – пошли гулять в город, а тут павильоны. Заглянули в один, в другой, в третий. Стало интересно. Нашли книги для себя, для ребенка и еще на подарки прихватили». Благодаря содействию мэрии, давшей «Зеленой волне» зеленый свет на главной улице мира, книжный праздник стал воистину всеобщим достоянием. Народным гуляньем, как принято было говорить когда-то. Этому способствовало и множество мероприятий ярмарки – с самого первого всплеска «Волны» различные конкурсы, концерты, презентации, выставки были ее непременным содержанием. И на сей раз их было множество, самых разнообразных, оригинальных и неожиданных.
Особенным успехом пользовалась «Операция «Экранизация», где были выставлены фотографии переведенных на киноязык литературных произведений. Ими славилась некогда Одесская киностудия. Поэтому так охотно фотграфировались посетители ярмарки на фоне героев «Зеленого фургона», «Д`Артаньяна и трех мушкетеров», «Места встречи изменить нельзя» и других, которые стали зрителям уже кем-то вроде близких родственников.
Не менее привлекательной оказалась территория романса в Городскому саду, где вместо уже ставшего привычного летом духового оркестра звучало замечательное меццо-сопрано Елены Вишневской. И, конечно же, звездой Международной выставки-ярмарки явился человек, чье имя не нуждается в эпитетах и дополнениях – Жванецкий. Михаил Михайлович его яркой харизмой, остро отточенным умом и безграничным талантом полтора десятка лет назад согласился перерезать ленточку первой «Зеленой волны». С тех пор его приветственное слово стало своеобразным талисманом одесского праздника книги, начинающегося с его легкой руки. Отчасти и в этом секрет успешности и привлекательности «зеленой волны». Но не только в этом.
Где, например, сегодня человек может себе позволить публично почитать стихи? Если он – не студент, не школьник, не профессиональный чтец, не участник молодежной тусовки или поэтического клуба? В каком месте и в какое время человек может прочесть любимое стихотворение без того, чтобы его приняли за городского сумасшедшего? На конкурсе в программе Международной выставки-ярмарки. Где ребенок может публично осчастливить своим творчеством не только умиленных родителей и прочих родственников, но озвучить его перед внимательным жюри и приз еще получить? Да все там же, раз в год, на «Зеленой волне».
Некоторые язвят, что «Волна» в этом году получилось какой-то разбавленной. Мало новых имен, меньше издательств представлено, чем бывало, ассортимент подкачал. Что вот в Лейпциге, в Москве, во Львове – там действительно Международные ярмарки, а в Одессе – так себе. Надо сказать, что критики правы. Ровно настолько, настолько прав художник, устраивающий скандал в магазине сыров из-за того, что там не продаются холсты и краски.
Во Львове, в Москве книжные ярмарки пользуются… А, вы кажется уже, в отличие от критиков и хулителей догадались! Именно так! Там ярмарки проводятся при государственной, как правило, финансовой, поддержке. А теперь сравните выставочную компанию «Экспо-Юг-Сервис», которая, пусть и успешно, выступает на рынке 15 лет - и государство. Пусть даже государству всего двадцать. Интересно, кто может организовать любое предприятие с большим размахом – частная фирма или государство? Пойдем за ответом к астрологу или так понятно?
Кстати о Лейпциге, городе основным промыслом которого на протяжении столетий были ярмарки. Там, помимо книжной, проводилась еще и ежегодная Международная выставка-ярмарка автомобилей. Два года назад в пяти павильонах стояли майбахи, брабусы, бентли, ломбарджини, бугатти. В прошлом году павильонов было уже не пять, а четыре. В этом году – два с половиной павильона. В них было выставлено преимущественно ремонтное оборудование. И было принято решение устроителями – проводить выставку, регулярную, ежегодную Международную выставку автомобилей в Лейпциге отныне не ежегодно, а раз в два года. Аналогичная ситуация возникла и с ежегодной ярмаркой выставкой фирмы Gourmet. Можно привести и другие примеры, и все это будут названия фирм-гигантов, чьи бренды раскручивались на мировом рынке куда больше, чем какие-то пятнадцать лет.
Устроители же «Зеленой волны», которая отнюдь не «волна зелени», вовсе не собираются отказываться от своей Международной выставки-ярмарки. Невзирая на двойной кризис, о котором так много пишут и говорят. Кризис экономический и кризис читательский – длятся. Конца пока не видно. Но если кризисам не сопротивляться – легко оказаться на дне.
Стать героями когда-то очень известной пьесы, людьми, выброшенными за рамки жизни и никому не нужными – ни в Москве, ни во Львове, ни в Лейпциге, ни, конечно, в Одессе. А пока кто-то гонит волну, вопреки суровым и печальным обстоятельствам, остается надежда. Одесса, праздник, Дерибасовская, волна, веселье, наслаждение чтением, радость общения. Это повторилось в пятнадцатый раз и хочется верить повторится еще не однажды. Одиноко, когда каждый на своей волне, но на «Зеленой волне» люди объединяются. Одиночество исчезает.
Хотите разместить свой пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали