Пресс-Релизы

Россия посмотрела на кино

Впервые российские финансовые гиганты обратили внимание на кинематограф, как на бизнес и решили разобраться, что происходит в этой области.

4 февраля в Москве прошли не только митинги за и против власти, но и один из дней Пятого экономического форума «Россия 2012», инициаторами которого выступили «Сбербанк» и «Тройка диалог». Этот день был посвящен инвестициям в кино, телевидение и новые медиа. Так как основные организаторы плохо знают кинематографический мир, организация была возложена на компанию Cinemotion, которая славится своими образовательными программами для специалистов Медиа.

Открывая форум управляющий директор и руководитель аппарата президента «Тройки Диалог» Гор Нахапетян сказал, что, организовывая данное мероприятие, даже не представлял, что столкнется с таким количеством интриг и подводных течений, сколько есть в кинематографическом мире. Такого в его практике еще никогда не было, даже когда организовывал первую бизнес-ассоциацию в России. Но именно потому, что банки и компания-организатор находятся над всеми «играми», мероприятие получилось очень наполненным и результативным. Только представить, что на форуме с качестве спикеров работали представители производящих и прокатных кинокомпаний, рекламных компаний, телеканалов, сетей кинотеатров, среди которых: Sony Pictures Tele, Амедиа, Базелевс, Невафильм, Starlight Runner Entertainment, Арт пикчерс студия, ВайТ Медиа, Inferno entertainment, Централ Партнершип, Уолт Дисней СНГ, Warner Bros, Красный квадрат, Видео Интернешнл, Universal Pictures, Enjoy Movies, Film.ua, Ленфильм, Арт Пикчерс Студия, Каро Премьер, Star Media, Всемирные Русские Студии, Беларусьфильм, Главкино, Mediacom, Google Россия, Move Research, IBS Group, Universal Music Russia, ZenithOptiMedia, Вольга, Совтелеэкспорт, Nival Interactive, Dori Media Group, Lionsgate television, Первый канал, ТНТ, СТС, MTV, 2Х2, Дождь,а так же Клуба арт-директоров России, Гильдии продюсеров России, Фонда Кино, Министерства культуры России, Московской школы управления Сколково, ведущие продюсеры и режиссеры России и зарубежья.

16 семинаров на темы: «Кино, телевидение и новые медиа в 2012 году: о главном», «Государственная поддержка производства и проката отечественного кино - что изменится?», «Медиапираты: стоит ли на самом деле с ними бороться?», «Как финансировать кино- и телепроекты за счет рекламодателей?», «Совместное производство: как найти общий язык?», «Есть ли будущее у кинотеатров и кинопроката?», «О чем говорят цифры? Кино, телевидение и реклама в 2012 году», «Создание прорывных хитов: дар предвидения или расчет?», «Может ли Россия превратиться из крупнейшего в мире импортера форматов в экспортера, и что для этого нужно?» и другие, а также 4 круглых стола: «Институт звезд: почему в России не используют стратегию Голливуда?; «Компьютерные игры и кино: точки пересечения», «Киностудии: кто выиграет в конкурентной борьбе?», «Где и как искать таланты?», «Независимое кино: как не пропустить Новую волну?» представили полную картину современной экономической и творческой ситуации в России.

Быть на всех сессиях одновременно не представлялось возможным, так как насыщенность и увлекательность действий и разговоров поглощали все внимание аудитории. Самый главный вопрос, который волнует любого продюсера, это-то, где взять финансирование на фильм, как видно в вышеупомянутых темах такой вопрос поднимался довольно часто на разных панелях. Вот что можно сказать лишь о некоторых. Финансирование через рекламодателей… Модератором на данной сессии выступил главный выдумщик в России - президент клуба Арт-диреторов России Александр Алексеев, который сразу поспешил успокоить потенциальных рекламодателей, возможно присутствующих в зале, что ни кто не пытается за их счет финансировать картины. Мы все помним успешные российские проекты построенные в основном на рекламе: «Тариф Новогодний», «Ирония судьбы или с легким паром 2», «Дозоры» и многие другие.

В процессе дисскусии участники делились собственным успешным опытом сотрудничества в области продакт-плейсмента и утверждали, что рекламодатели заинтересованы в долгоиграющих проектах, а не в одноразовых «выстрелах», так как они не только менее продуктивны, но и высокобюджетны, а средства не оправдывают своего вложения. Как сказал директор по развитию бизнеса компании MediaCom Добрыня Гутиев, кинематографисты всегда поздно приходят. К примеру, на этот год средства распределялись уже в сентябре, а если сейчас придти, то ничем не смогут помочь. Подводя итог, хочется отметить, что у продюсеров есть потенциальный партнер для создания фильма, только не надо рассматривать его как денежный мешок, это полноценный партнер у которого есть свой интерес в продвижении своей марки, а консенсус и доверие это единственные способы найти точки соприкосновения.

Было много и жестких высказываний. К примеру, продюсер Александр Роднянский говорил о том, что Россия до сих пор изолированный рынок, права большей части производящихся у нас фильмов нам не принадлежат, и важно заранее определить меру участия и ответственности продюсера в совместном проекте и не пренебрегать предпродажами. Представитель Министерства культуры России Леонид Демченко обратил внимание всех потенциальных ко-продюсеров на законодательство России и количество стран, с которыми заключены договора о сотрудничестве, а если таковой страны в списке нет, то и рассчитывать на льготы и со-финансирование от государства не придется. Федор Бондарчук эмоционально подметил: «Я готов снимать Москву в Белоруссии или в Будапеште, потому что в Москве дорого, неэффективно и работаешь с обожравшимися непрофессионалами».

Много прозвучало мнений, с которыми можно спорить или соглашаться, но остановиться я бы хотел вот на какой теме: «Где найти таланты?». Действительно глобальный вопрос, но что такое талант? И талант ли это если мальчик великолепно играет дома на скрипке, но этого, ни кто не видит, кроме его родителей… именно так поставил свой вопрос ведущий специалист по НЛП, советник президента, председателя правления Сбербанка Алексей Ситников. В свою очередь продюсер Александр Акопов заметил, что всем талантам дорога одна – становиться людьми без жилья и с бутылкой излюбленного русского напитка, но если ты не стал таким «Свободным художником», значит, тебе повезло. Очень важно, что участники круглого стола не говорили о таланте только режиссеров, сценаристов или актеров, как принято понимать, затрагивался еще и талант продюсеров и, на мой взгляд, самый важный совет, который прозвучал – это развивать оба полушария головного мозга, ибо продюсер, а особенно талантливый, это человек, который должен уметь и написать сценарий, и снять фильм и даже сняться в качестве актера!

Когда за дело берутся финансисты любой процесс раскладывается по схеме, ибо когда творческая интеллигенция приходит в финансовый институт и просит на фильм 1 миллион долларов, и не может объяснить, почему именно эта сумма, ни один нормальный человек ее не даст. Автор идеи Форума Гор Нахапетян с самого начала признался, что хочет изучить индустрию. И хочется верить в то, что после расшифровки всего, что озвучивали уважаемые спикеры и тех вопросов и дисскусий, которые неожиданно возникали в залах, носивших имена выдающихся кинематографистов Эйзенштейна, Тарковского, Феллини, Бергмана и Параджанова, в нашей стране появится профессиональный институт Инвестирования (именно инвестировании, а не субсидирования) кинематографии, и мы получим возможность видеть кино, в котором не распиливают государственные деньги, а зарабатывают и развивают индустрию.

Автор: Филипп Кудряшов.
ИИЦ "Парнас"