Пресс-Релизы
Сергей Алферов: Изомифология. Выставка в Московском Музее современного искусства до 30 сентября
Московский Музей современного искусства и Арт-студия «Доминанта» представляют выставку художника Сергея Алферова «ИзоМифология» (Куратор – Люсинэ Петросян).
«ИзоМифология» – первая музейная ретроспективная выставка Сергея Алферова (1951-2004). Экспозиция даст возможность в максимально полном объеме познакомиться со всеми этапами творчества художника, который был кумиром для своего поколения знатоков и ценителей современного искусства.
На выставке представлено около 200 произведений мастера – живопись, графика и художественные фотографии. Масштабный ретроспективный проект позволяет проследить становление художника от первых художественных опытов до работ последних лет жизни, круг его художественных интересов и пристрастий, увидеть в совокупности все поиски и находки мастера, внесшего весомый вклад в историю современной культуры.
Весь творческий путь Сергея Алферова представляет собой причудливое сплетение разных мифологий – в живописном, бытовом, этнографическом и метафизическом смыслах. Художник родился и вырос в Ташкенте, в русской семье потомственных интеллигентов и всю последующую жизнь хранил верность восточным традициям с их сказочно-декоративной основой. Будучи уже зрелым мастером, Алферов при первой же возможности уезжал в горы – набираться духовного опыта. Исходил весь Памир, посещал местных мудрецов, жил в коммунах – среди таких же, как он, искателей мистических откровений. По мере знакомства с той или иной гранью мировой философии Алферов мгновенно отражал ее в своих произведениях. Африка, шаманский Север, Восток, Азия, индейская Америка – всё это нашло отражение в работах художника. Одна мифология органично перетекает в другую, символики наслаиваются друг на друга, приглашая зрителя в увлекательное путешествие по ушедшим и сохранившимся до наших дней цивилизациям.
С первых шагов в искусстве «неканоническая» с точки зрения социалистического реализма манера Алферова вызывала раздражение у ташкентских чиновников от искусства. После нескольких безуспешных попыток начать выставляться молодой автор в начале 70-х решил уехать в Москву, где работали многие известные художники-нонконформисты.
В столице Сергей первое время жил, где придется, скитался по квартирам знакомых и мастерским своих коллег. На какое-то время в его распоряжении оказался подвал, где он на веревках, как белье, развешивал сушить свои работы. Творчество Алферова быстро завоевало популярность у ценителей современного искусства. Немаловажное значение в его признании сыграло участие Сергея в так называемой «бульдозерной» выставке 15 сентября 1974 года. В результате произведения Алферова оказались в центре внимания художественных критиков. Сергей стал модным и покупаемым автором.
Осенью 1975 года он в числе 150 художников участвовал в еще одной масштабной исторической выставке нонконформистов – в павильоне «Культура» на ВДНХ. Там впервые можно было увидеть произведения всех корифеев отечественного авангарда 50-х – 70-х годов – Целкова, Рабина, Немухина, Вечтомова, Зверева, Плавинского, Харитонова, Яковлева. Алферов занял достойное место в славном ряду мэтров.
В 1975 году Сергей Алферов стал одним из основателей так называемой «живописной секции» при Московском городском профсоюзном комитете художников-графиков, что позволило многим до той поры непризнанным авторам получить статус «официального» художника и перестать скрываться от охотившейся за «тунеядцами» милиции.
Значительную роль в формировании Сергея Алферова – как личности и как художника – сыграла его дружба с другим ярчайшим представителем неофициального искусства тех лет – Анатолием Зверевым. Общение с настоящим живым гением раскрепостило Алферова в творческом отношении и окончательно убедило, что он на правильном пути. К концу 70-х Алферов вошел в круг отцов-основателей советского нонконформизма и стал полноправным участником самых ярких выставок и аукционов. Его работы активно приобретали советские и зарубежные коллекционеры современного искусства.
Он творил свою мифологию из первозданного хаоса цвета. Погружался в работу на несколько суток. Посреди комнаты на циновке сидел на корточках погруженный в себя полудервиш-полухиппи – непременно в наушниках, медитирующий под восточную музыку или джаз. Вокруг – хороводы незавершенных листов. Цветы, птицы, бабочки, рыбы, черепахи, архитектурные сооружения. Все они смиренно дожидались последних прикосновений мастера – страстных, темпераментных, импульсивных. Вся помещение заставлено банками, пузырьками и тюбиками с гуашью, акварелью, тушью, темперой, чернилами, типографской краской. У ног разбросаны кисти, фломастеры, мелки. Алферов считал, что бумага сама провоцирует художника на творчество.
Жизнь Сергея Алферова трагически оборвалась в 2004 году, когда интерес к его работам был необычайно высок. В возрасте 53 лет художник трагически погиб на улице «при невыясненных обстоятельствах».
Выставка «Изомифология» в ММСИ продлится до 30 сентября.
Адрес: Москва, ул. Петровка, д.25. Московский Музей современного искусства
www.mmoma.ru
Хотите разместить свой пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали