Пресс-Релизы
Президент «Ливадийского клуба», политолог Игорь Шатров: «Медведев - честный и ответственный политик, который не мечтает стать отцом нации»
В современном обществе президент не может восприниматься в роли отца нации, как это было на протяжении практически всей российской истории. Доходило до абсурда. Даже умерший молодым (на 54 году жизни) Ульянов остался в памяти поколений как «дедушка Ленин» - «отец» своего преемника, «отца народов» Сталина.
Президент «Ливадийского клуба», политолог Игорь Шатров: «Медведев - честный и ответственный политик, который не мечтает стать отцом нации»
В современном обществе президент не может восприниматься в роли отца нации, как это было на протяжении практически всей российской истории. Доходило до абсурда. Даже умерший молодым (на 54 году жизни) Ульянов остался в памяти поколений как «дедушка Ленин» - «отец» своего преемника, «отца народов» Сталина. Корни таких патриархальных взаимоотношений первого лица и народа в России лежат в православных (то бишь ортодоксальных, традиционалистских) постулатах, определяющих земную власть как богоизбранную. В свое время этот «тренд» умело перехватили и использовали в своих целях безбожники-коммунисты, а молодая российская демократия по инерции продолжила, так как не была знакома с иной традицией. Именно таким главой семейства со всеми его мужицкими недостатками многие воспринимали Бориса Ельцина. По инерции примеряли костюм «отца нации» и на его противоположность - подтянутого спортивного Владимира Путина.
Надо признать, дело не в одной инерции, но и в задачах, которые история поставила перед названными фигурами. Слом коммунизма для одного и восстановление страны после развала для другого были задачами, которые возможно исполнить, имея только кредит доверия, сравнимый с принятым в семье уважительным отношением к строгому, но справедливому отцу. Казалось бы, сейчас на повестке дня стоит не менее масштабная задача - модернизация. И в принципе у России имеется богатый опыт успешной авторитарной модернизации. Достаточно вспомнить Петра I и Иосифа Сталина. Если отношение к роли и месту в истории последнего неоднозначное, то царь Петр давно возведен в ранг кумира и признан самым прогрессивным деятелем последнего трехсотлетнего периода истории государства Российского. То, какими страданиями русского народа дались петровские реформы, официальная пропаганда стыдливо умалчивает.
Однако Медведев в своем Послании Федеральному Собранию образца 2009 года прямо заявил: «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация, и это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанный на ценностях и институтах демократии». Почему? Думаю, ответ лежит на поверхности. Ни перед Петром Великим, ни перед Сталиным в период коллективизации и индустриализации не маячила демографическая проблема, которая ставит на грань существования российский народ. Именно поэтому в числе пяти стратегических направлений развития первыми названы такие, казалось бы, важные, но традиционно не относимые в России к главным, как развитие медицины и фармацевтики и мотивация здорового образа жизни. Критическая ситуация заставляет Дмитрия Медведева быть более демократическим президентом, чем его предшественник.
Продолжая движение в этом направлении, своим вторым Посланием Федеральному Собранию президент Дмитрий Медведев также закрепляет демократический формат диалога власти в лице ее первого лица и общества. Именно в этом я вижу кардинальное отличие второго послания Медведева от прежних посланий российских президентов. И в данном случае речь даже не о том, каким образом велась подготовка послания. Речь о его содержании. Новый содержательный формат апробирован Дмитрием Медведевым в статье «Россия, вперед!» и в выступлении на международном форуме в Ярославле. Его послание - это отчет управленца высочайшей категории перед избравшим его общим собранием акционеров. Именно перед ними он отвечает за общее будущее. Несмотря на жесткие нотки, которые звучат в его речах в отношении чиновников (то есть менеджеров рангом пониже), его манера диалога с обществом - это постоянная защита своих проектов и идей перед строгим непредвзятым жюри, это регулярная сверка часов. Поэтому второе Послание Медведева - хоть формально и адресовано политической элите - сродни обращениям к нации американского президента и другим аналогичным программным речам лидеров мировых государств. Это проявляется и в еще одной яркой особенности Медведева. Он не стесняется привлекать внимание к своему отношению к занимаемой должности, как к работе, на которую его нанял избиратель. В частности, отвечая в сентябре 2009 года на вопрос CNN о том, как они с Путиным будут «договариваться» в преддверии выборов 2012 года, президент подчеркнул, что самое главное - «выполнить все, что я обещал в этом цикле».
«Тот, кто не доделал работы, положенной ему в этом цикле, и говорит о том, что будет работать и в следующем цикле, будет участвовать в новых избирательных кампаниях, тот поступает безответственно», - сказал тогда Медведев. Об этом он постоянно напоминает представителям политической элиты в лице депутатов и сенаторов, требуя от них такого же отношения к своей деятельности - как работе на благо народа, а не на свой карман. Борьба с коррупцией, начатая Медведевым, является ярким проявлением этого его отношения к месту и роли в обществе чиновников и политиков. Хочу обратить также внимание еще на одну «мелочь». Медведев, рассказывая о своих поездках по стране и миру, почти никогда не использует слово «визит», называя их «командировками». На мой взгляд, такие, на взгляд некоторых, оговорки, как раз доказательно свидетельствует об отношении президента к возложенной на него миссии. Дмитрий Медведев не жаждет быть отцом нации. Он на работе. Как честный и ответственный политик, он намерен выполнить все намеченное и передать страну в лучшем состоянии новому президенту или продолжить работу по обустройству России, если этого пожелает избиратель. Об этом его второе Послание.
О «Ливадийском клубе»
Центр изучения коммуникационных технологий и интеграционных процессов на постсоветском пространстве и в странах Евросоюза «Ливадийский клуб» был основан в 2006 году по инициативе группы российских и зарубежных экспертов. Клуб является полноценной международной экспертной сетью, которая аккумулирует знания, технологии и связи и мобилизует их под конкретные проекты. Сегодня «Ливадийский клуб» - это независимая экспертно-аналитическая организация, занимающаяся оценкой и прогнозированием развития политических, социально-экономических, культурных процессов на региональном и геополитическом уровнях. Клуб открыт для новых локальных и глобальных инициатив и готов предложить свои интеллектуальные ресурсы для их поддержки.
Философия клуба как общности людей, разделяющих близкие интересы, отрицает понятие «клиент». Персоны и компании, с которыми сотрудничает Клуб, становятся его партнерами, а это значит, что мы разделяем их ценности и верим в проекты, над которыми работаем. В этой связи приоритетными для нас являются инициативы, направленные на повышение качества государственного управления, развитие институтов гражданского общества и поддержку межрегионального и международного взаимодействия на всех уровнях. Мы открыты для сотрудничества с бизнесом, который понимает социальный эффект, который влечет его активность, и руководствуется высокими моральными стандартами при ее осуществлении.
Точки взаимодействия:
- связи с общественностью (PR),
- связи с государственными органами (GR и лоббизм),
- аналитика и экспертиза,
- организация мероприятий,
- поддержка международного сотрудничества,
- тренинги.
Вопросы и заявки на интервью: [email protected]
www.livadiaclub.ru
Хотите опубликовать пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали