Пресс-Релизы

Политолог Игорь Шатров: «Трагедии 2009 года в России являются признаком системного сбоя»

Если бы, помимо пермской трагедии, в эти же дни не случился страшный теракт - подрыв поезда «Невский экспресс», думаю, судьба Чиркунова была бы предопределена - показательное наказание ему было бы обеспечено.

Политолог Игорь Шатров: «Трагедии 2009 года в России являются признаком системного сбоя»

Персональная ответственность высших должностных лиц субъектов Федерации не означает неотвратимости личного наказания за ЧП, случившееся в регионе. Такой вывод, как мне кажется, можно сделать по итогам расследования причин возникновения пожара в пермском клубе «Хромая лошадь». И, по большому счету, при той архитектуре власти, которая сложилась в современной России, это честно. Во многом трагедию не предотвратили региональные подразделения федеральных структур. Реального влияния на них губернаторы не имеют. Жесткая централизация власти, ставшая следствием периода нового «собирания земель», означает, что федеральный Центр минимум поровну с пермской властью должен был взять ответственность на себя. И, похоже, взял. Под следствием, помимо хозяев заведения, оказалось руководство пожарного надзора края. А публичные заявления о возможности отставки со стороны губернатора Пермского края Олега Чиркунова и главы администрации Перми Аркадия Каца Москвой приняты к сведению.


Я предполагаю, что отставки Чиркунова по инициативе Москвы не последует. Все могло быть по-другому. Ведь недоброжелателей у пермского губернатора предостаточно. Стоит лишь обратить внимание на «взрыв» блогосферы Рунета, который последовал за пожаром, чтобы в этом убедиться. Дело в том, что Чиркунов, действительно, весьма неординарная фигура в современной губернаторской колоде. То, что он делает в Пермском крае, особенно его культурные инновации, превращение Перми из промышленного центра в европейского уровня город культурного эксперимента, весьма неоднозначно воспринимается местными жителями и, что в данном случае серьезнее, элитами. Но он свой, пермский, не варяг, учитывает местные особенности, отчасти это помогает ему удерживать край в управляемом состоянии. Тем не менее, желающих воспользоваться трагедией в личных интересах было немало. Похоже, у них ничего не получилось.

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Эта поговорка звучит, конечно, в данном контексте цинично, но она, по-моему, верно отражает существо вопроса. Если бы, помимо пермской трагедии, в эти же дни не случился страшный теракт - подрыв поезда «Невский экспресс», думаю, судьба Чиркунова была бы предопределена - показательное наказание ему было бы обеспечено. Однако история с «Невским экспрессом», как, впрочем, и трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС, предопределили смену подходов при оценке такого рода событий со стороны Москвы. Эти трагедии были даже не тревожными звонками, а ударами набатного колокола, надеюсь, разбудившими верховную власть и открывшими глава на реальное положение дел в стране. 

Ведь, по идее, за катастрофу «Невского экспресса» должны были слететь головы у руководителей как минимум двух-трех федеральных ведомств и одной госкомпании! Не слетели! Потому что во главе этих структур стоят лучшие кадры страны и весьма влиятельные люди. Если уж они так жестко попадают впросак, то что можно требовать от губернатора? Не его вина, что необходимого числа «ожоговых» коек не было в больницах Перми! Зачем они там в мирное-то время? Не в его компетенции строительство федеральных ожоговых центров и распределение их по регионам! Не он командует и пожарными инспекторами! Перми просто не повезло, как могло не повезти любой (!) региональной столице в России. А вот то, что пускают между двумя столицами суперсовременный поезд «Сапсан», но, как выясняется, дорога не подготовлена под такое движение с точки зрения безопасности, говорит как раз о системном сбое, а не о вине нескольких лиц. 

Об охране Октябрьской магистрали заговорили только сейчас, после трагедии. А сколько согласований проект прошел, сколько подписей было собрано! Как такое могли упустить? Думаю, на охране просто в последний момент сэкономили или секвестировали бюджет на обеспечение безопасности до лучших, более «тучных» времен. Это значит, что не сработала система, что были определены неверные приоритеты, установлены нечеткие ориентиры, что многоступенчатая бюрократическая машина заржавела. В этом смысле реакция прокурорских органов, которые постфактум выявили трехкратное сокращение финансирования пожарной безопасности в Пермском крае, также не выдерживает никакой критики. Эти решения властью принимались публично, и прокурорские органы края могли в порядке надзора давно уже обратить свое внимание на это безобразие. Но не обратили, потому что не было команды из Москвы, а кампания за обеспечение пожарной безопасности была объявлена только после пермской трагедии, поэтому теперь и обращают. 

В этом смысле удивительны и обвинения в адрес правительства края в расходовании немалых средств на организацию автотранспортного обслуживания и питания на мероприятиях, проводимых краевыми властями. Генпрокуратура, не замечая всей пикантности момента, с чувством исполненного долга сообщает, например, о том, что только в феврале 2009 года в крае было семь ОТКРЫТЫХ аукционов в электронной форме на предоставление таких услуг почти на 3,5 миллиона рублей. Выходит, что бюрократическая машина, вся эта система согласования, разрешения, контроля и надзора совершенно недееспособна. А выведение в он-лайновом режиме в Интернет всей информации о госзакупках, которое как раз и было призвано избавить нас от коррупционных или просто нелепых решений тендерных комиссий, не является лекарством от халатности и пофигизма. 

Если даже такие решения оказываются холостым выстрелом, что же тогда способно кардинально повлиять на ситуацию и заставить эффективно работать государственную машину? На мой взгляд, поиск ответа именно на этот вопрос должен стать одной из основных задач, которые стоят перед руководством страны в 2010 году.

О «Ливадийском клубе»


Центр изучения коммуникационных технологий и интеграционных процессов на постсоветском пространстве и в странах Евросоюза «Ливадийский клуб» был основан в 2006 году по инициативе группы российских и зарубежных экспертов. Клуб является полноценной международной экспертной сетью, которая аккумулирует знания, технологии и связи и мобилизует их под конкретные проекты. Сегодня «Ливадийский клуб» - это независимая экспертно-аналитическая организация, занимающаяся оценкой и прогнозированием развития политических, социально-экономических, культурных процессов на региональном и геополитическом уровнях. Клуб открыт для новых локальных и глобальных инициатив и готов предложить свои интеллектуальные ресурсы для их поддержки.

Философия клуба как общности людей, разделяющих близкие интересы, отрицает понятие «клиент». Персоны и компании, с которыми сотрудничает Клуб, становятся его партнерами, а это значит, что мы разделяем их ценности и верим в проекты, над которыми работаем. В этой связи приоритетными для нас являются инициативы, направленные на повышение качества государственного управления, развитие институтов гражданского общества и поддержку межрегионального и международного взаимодействия на всех уровнях. Мы открыты для сотрудничества с бизнесом, который понимает социальный эффект, который влечет его активность, и руководствуется высокими моральными стандартами при ее осуществлении.

Точки взаимодействия:
- связи с общественностью (PR),
- связи с государственными органами (GR и лоббизм),
- аналитика и экспертиза,
- организация мероприятий,
- поддержка международного сотрудничества,
- тренинги.

Вопросы и заявки на интервью: [email protected]
www.livadiaclub.ru