Пресс-Релизы

Объявление амнистии в условиях кризиса грозит политическими рисками, считает политолог Игорь Шатров

Амнистия к 65-летию Великой Победы, если она состоится, вероятно, коснется нескольких десятков тысяч человек из 1 млн находящихся в российских тюрьмах и колониях.

Масштабная амнистия в честь 65-летия Великой Победы, которую предложила «Справедливая Россия» в лице депутата Госдумы Веры Лекаревой, несомненно, вписывается в реформу правовой сферы, объявленную президентом Дмитрием Медведевым. В части, касающейся уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, реформа как раз и направлена на установление соответствия наказания совершенному преступлению. Амнистия могла бы стать доказательным элементом в этом реформаторском процессе. Однако, несмотря на, казалось бы, серьезную политическую целесообразность, экономические мотивы для ее объявления именно сейчас отсутствуют. А возможный негативный эффект повлечет за собой возрастание политических рисков, и политический акт гуманизма, каковым является амнистия, превратится в свою противоположность.

Снятие части финансовой нагрузки по содержанию осужденных с пенитенциарной системы не означает, что освободившиеся средства удастся в тот же момент перенаправить на финансирование реабилитационных процедур и программ подготовки кадров, которые потребуются в случае выхода на свободу большого числа лиц. Во-первых, потому что такая взаимосвязь законодательно не прописана. А во-вторых, потому что подобную систему надо создавать фактически с нуля. Чтобы не повторилось «холодное лето 53-го», необходима очень серьезная подготовка. Это не решаемая в срок, оставшийся до майских праздников, задача. Тогда, в 1953 году, по амнистии, как известно, на свободу вышли около 1,2 млн человек, среди которых оказалось немало закоренелых уголовников. И страна, вместо глотка свободы, ощутила обострение криминогенной ситуации. Так в СССР «отметили» смерть Сталина.

Опасность подобного развития событий сейчас ничуть не меньше, чем в 1953-м. В России не существует эффективной системы реабилитации бывших заключенных, отсутствуют современные способы контроля за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы. Новации в уголовном законодательстве, вроде введения такого вида наказания как домашний арест, еще не наработали судебной и исполнительной практики. Под их реализацию просто даже не выделены финансы, соответственно, не закуплены технические средства контроля. Не сформированы сами органы подобного контроля.

Амнистия в 2010 году в том виде, в котором ее предлагает «Справедливая Россия», - это массовое, организованное государством увеличение числа социально не защищенных граждан на фоне ожидаемой второй волны безработицы. Это самоубийственный шаг для российской власти! По словам министра юстиции Александра Коновалова, современной России необходимо отказаться от наследия сталинского ГУЛАГа - концентрационных лагерей, стыдливо называемых колониями. Этот процесс в рамках медведевских реформ также начался. Думаю, не амнистия, а реформирование пенитенциарной системы и уголовного законодательства вызовет чуть позднее серьезное сокращение числа заключенных в Российской Федерации.

Если идея новой амнистии все-таки найдет поддержку в Кремле, на этот раз дело, думаю, будет обстоять следующим образом. «Единая Россия» внесет в Госдуму другой законопроект. Как вариант: в законопроект «Справедливой России» будут внесены соответствующие поправки. В итоге он станет больше соответствовать жизненным реалиям. Вероятнее всего, под амнистию подпадут уже названные в законопроекте, предложенном СР, старики, женщины (последних сейчас в колониях 70 тыс.), несовершеннолетние (22 тыс.), находящиеся в следственных изоляторах и ожидающие наказание за нетяжкие преступления (из 20 тыс. человек, содержащихся в СИЗО, почти 30% ожидают приговоров за нетяжкие преступления). Также будут прекращены уголовные дела по ряду нетяжких преступлений, совершенных до дня вступления в силу законодательного акта, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов. Это будет касаться тех преступлений, ответственность по которым в скором будущем намерены ограничить крупными штрафами или заменить по ним лишение свободы на наказания, не связанные с лишением свободы, и прочих статей УК, которые намечено либерализовать, в первую очередь, экономического характера.

При этом, полагаю, объявляя амнистию, следует извлечь уроки из недавней истории и избежать в этом вопросе крайностей, не превращая акт гуманизма в фарс. Прямо противоположной амнистии 1953 года крайностью стала амнистия 2005 года в связи с 60-летием Великой Победы. Она никому не запомнилась, хотя на самом деле была объявлена. Так случилось потому, что ее действие распространилась только на участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда, узников концлагерей и гетто вне зависимости от степени тяжести совершенного ими преступления. Таковых в российских колониях на тот момент находилось... около 200 человек.

Амнистия к 65-летию Великой Победы, если она состоится, вероятно, коснется нескольких десятков тысяч человек из 1 млн находящихся в российских тюрьмах и колониях. Многие из амнистированных будут из числа тех, уголовные дела против которых прекращены до суда. При соответствующей PR-поддержке это позволит достигнуть даже большего позитивного эффекта и повысить рейтинг Медведева, чем реальный выход на свободу в экономически нестабильное время огромного числа уже немало отсидевших и познавших тюремные законы заключенных. Думаю, пропорции заключенных и подследственных примерно будут соответствовать амнистии 2006 года по случаю 100-летнего юбилея российского парламентаризма, как один к трем или четырем. Тогда на свободу вышли 3 тыс. заключенных и 11 тыс. подследственных. Амнистия в честь 55-летия Великой Победы, когда освободились почти 200 тыс. человек, вряд ли повторится по причинам, которые я назвал выше.

О «Ливадийском клубе»

Центр изучения коммуникационных технологий и интеграционных процессов на постсоветском пространстве и в странах Евросоюза «Ливадийский клуб» был основан в 2006 году по инициативе группы российских и зарубежных экспертов. Клуб является полноценной международной экспертной сетью, которая аккумулирует знания, технологии и связи и мобилизует их под конкретные проекты. Сегодня «Ливадийский клуб» - это независимая экспертно-аналитическая организация, занимающаяся оценкой и прогнозированием развития политических, социально-экономических, культурных процессов на региональном и геополитическом уровнях. Клуб открыт для новых локальных и глобальных инициатив и готов предложить свои интеллектуальные ресурсы для их поддержки.

Философия клуба как общности людей, разделяющих близкие интересы, отрицает понятие «клиент». Персоны и компании, с которыми сотрудничает Клуб, становятся его партнерами, а это значит, что мы разделяем их ценности и верим в проекты, над которыми работаем. В этой связи приоритетными для нас являются инициативы, направленные на повышение качества государственного управления, развитие институтов гражданского общества и поддержку межрегионального и международного взаимодействия на всех уровнях. Мы открыты для сотрудничества с бизнесом, который понимает социальный эффект, который влечет его активность, и руководствуется высокими моральными стандартами при ее осуществлении.

Точки взаимодействия:

  • связи с общественностью (PR),
  • связи с государственными органами (GR и лоббизм),
  • аналитика и экспертиза,
  • организация мероприятий,
  • поддержка международного сотрудничества,
  • тренинги.

Вопросы и заявки на комментарии и интервью: [email protected]

www.livadiaclub.ru



Хотите разместить свой пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали