Пресс-Релизы
Трансформация экономики начинается с создания рынка нематериальных активов
Депутат ГД фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», член Комитета по экономической политике и предпринимательству Константин Бесчетнов в интервью журналу «Право и безопасность».
- В свое время политический и государственный деятель Егор Гайдар говорил, что главная угроза экономической безопасности России - это выпущенный из бутылки джин перераспределительных страстей». Как считаете, в чем основная угроза российской экономической безопасности?
- Отставание темпа роста ВВП от развитых государств. Почему в условиях кризиса экономические показатели России падают гораздо стремительнее вниз, чем у других мировых держав? Потому что мы полностью зависим от сырья. У России была блестящая возможность трансформировать экономику, когда цены на нефть были высоки. Но мы не воспользовались этим потенциалом. Сейчас ведутся разговоры о переходе на инновационную экономику, но средств уже нет.
Любая трансформация экономики начинается с создания рынка нематериальных активов - это бренды, интеллектуальная собственность, патенты и их «семьи», изобретения, информационные и виртуальные технологии. В США их доля составляет около 30% ВВП, а это 14 триллионов долларов в год. В России оборот нематериальных активов в ВВП практически равен нулю. Чтобы в нашей стране появилась возможность создавать, продавать, сдавать в аренду, то есть зарабатывать на нематериальных активах, необходима соответствующая законодательная база. Собственно, некоторые законы существуют, но они «не рабочие». Ни одна российская госструктура не в состоянии распознавать нематериальные активы. Поэтому российские «Кулибины» предпочитают регистрировать изобретения за рубежом. Туда и утекают налоги. Это тоже угроза экономической безопасности.
- На уровне Правительства РФ постоянно говорят о переходе российской экономики от топливно-сырьевой направленности к высокотехнологичной и наукоемкой. Но не понятно, кто в российском обществе может реально стать проводником курса по структурному обновлению экономики? Административные рычаги здесь не эффективны.
- Проблема в том, что диверсификация экономики только декларируется, но к сожалению, действий пока мало. Мы научились перераспределять, делить, но не создавать. Мы не используем момент кризиса, который с точки зрения трансформации структуры экономики, очень выгоден. Но сырьевая модель - не вечна, рано или поздно жизнь заставит перейти на инновационную.
Чтобы возникла высокотехнологичная и наукоемкая экономика необходимы серьезные финансы, заложенные в госбюджет. А также помощь в становлении нового класса предпринимателей, которые не сколотили свой капитал на сырьевом секторе, а хотят заниматься созданием инновационных технологий, высокотехнологичного оборудования. Для этого должна быть полномасштабная PR поддержка, наглядно демонстрирующая той же российской молодежи и начинающим предпринимателям, что инновационный бизнес - это прибыльное и перспективное занятие. Так же для запуска экономики высокой добавленной стоимости необходимо внести изменения и дополнения в законодательство.
Я подчеркиваю «надо», в действительности президент говорит о необходимости перестать «кошмарить» бизнес, но армия чиновников делает все наоборот: душат налогами, истязают поборами. В том же США бизнесом занимается 17% населения, в России всего 5% - разрыв минимум в три раза. Делайте выводы.
В некоторых развитых западных странах переход от сырьевой модели экономики на инновационную, занял около сорока лет. В России, при господдержке этот процесс может продлиться всего десять лет. Весь мир зарабатывает огромные капиталы на создании новых технологий, брендов, управленческих моделей. Россия продолжает сидеть на сырьевой игле. Пока мы бездействуем ВВП экономически развитых стран продолжает расти с космической скоростью.
- С кризисом боремся больше года, но улучшения пока не наблюдается.
- Не соглашусь: не допущен обвал банковской системы, серьезный отток вкладов; чтобы повысить конкурентоспособность промышленности, аккуратно без потрясений ослаблен рубль. Американцы тоже отпустили доллар, соответственно экономика начала демонстрировать признаки оживления, товары подешевели, их начали раскупать, поднялась конкурентоспособность.
Действия российского Правительства направлены на поддержание социальной стабильности, но не на трансформацию экономики. Но я - оптимист, поэтому убежден, что в конечном итоге здравый смысл возобладает. Другой вопрос, сколько на это понадобиться времени?
- Директор Федеральной службы безопасности России Николай Патрушев сказал, что «экономическая безопасность России начинается с борьбы против коррупции. На Ваш взгляд, в России действительно идет борьба с коррупцией или только ее видимость?
- Пока в борьбе против коррупции достигнуты весьма скромные успехи. Чтобы по-настоящему с ней бороться, а не создавать видимость, нужна политическая воля. Пока ее нет. Ведь, что такое коррупция? Это когда любые здравые, действенные реформы, предложения, законы, исходящие от власти, сводятся чиновниками на нет, либо искажаются до неузнаваемости. Чем больше раздут аппарат чиновников, тем мощнее в России коррупция.
- Как считаете, может ли БРИК стать новым экономическим мировым центром?
- БРИК нельзя рассматривать, как новый экономический мировой центр. Любое экономически развитое государство формирует вокруг себя центры. К примеру, Китай успешно оттягивает на себя азиатский рынок. У России свой рынок, простирающийся на постсоветском пространстве. Мы выстраиваем эффективные, деловые, сбалансированные, взаимовыгодные отношения с Белоруссией, Украиной, Молдовой и другим странам СНГ. Главное - экономический рост.
- Как оцениваете перспективы создания новой мировой валюты? Может ли на эту роль претендовать юань?
- В обозримом пятилетнем будущем новая мировая валюта вряд ли будет создана. Правда, первые признаки ее появления уже есть, но общей интеграции пока нет. Но региональные уже возникают и эта тенденция будет нарастать. Сегодня активно используется бивалюта, евро-доллар. Учитывая подъем и темпы роста китайской экономики, возможно, юань станет более востребован в азиатском регионе.
Рубль активно ходит не только на постсоветском пространстве, но и в Турции, потому что там ежегодно отдыхает три миллиона российских туристов. Даже в отдаленных уголках страны, рубли легко можно поменять на лиры. Тоже самое происходит и в других развитых странах, потому что региональные валюты связаны с центрами влияния.
- Почему государство так или иначе поддерживает повышение тарифов естественных монополий? Каковы последствия?
- Я считаю монополии противоестественным явлением, потому что они стратегически не эффективные, не устойчивые на рынке, неповоротливые, не умеют просчитывать востребованные в будущем направления и т.д. Именно нерасторопность, плохая организация, а не кризис, привели к тому, что у РЖД объем перевозок на некоторых территориях упал на 60%. Чтобы стабилизировать ситуацию и компенсировать просчеты монополист РЖД поднимает тарифы. Улучшает свое положение за счет чужого кошелька. Другие монополисты ведут себя также.
Возьмите энергетику: если вы решили открыть маленький бизнес в Московской области и для производства необходимо 400 киловатт, то только для получения разрешения на подключение к электросетям с вас возьмут 40 тысяч рублей с киловатта. 400 умножаем на 40, получается 16 млн. рублей! И это не считая покупки оборудования, кабелей и проч. Подобного не возникло бы, если была здоровая конкуренция. Поэтому необходима демонополизация. Но ее не происходит: власти предпочитают контролировать монополии «дедовским», административным способом, оправдывая их существование большими налогами. Монополии не выгодны с экономической точки зрения. Выгодна конкуренция, благодаря которой начнется экономический рост. Контроль должен вестись рыночными методами.
- Среди основных внутренних угроз экономической безопасности государства выделяют: недобросовестную конкуренцию между российскими экспортерами и производителями; неудовлетворительное финансово-экономическое положение части предприятий; высокую текучку квалифицированных кадров и малый приток молодых специалистов на предприятиях; уменьшение базы разработки перспективных образцов, утеря ряда ключевых технологий и снижение качества производимых товаров; несовершенство нормативной правовой базы и так далее.
Какие бы Вы предложили меры (законопроекты) в качестве первоочередных шагов по решению проблем обеспечения экономической безопасности России?
- Для запуска экономики высокой добавленной стоимости, необходимо внести изменения и дополнения в «Гражданский кодекс», в части совершенствования институтов защиты прав собственности, права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, авторское право, патентное право и т.д. В «Налоговый Кодекс РФ», в части изменения налоговых ставок для обеспечения выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости. В «Бюджетный кодекс РФ», в части изменения принципов участия бюджетных организаций в экономической деятельности. Необходимо создать условия для внесения интеллектуальной собственности в качестве вклада во вновь образованные общества и вклада коммерческих компаний.
В федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», в части подготовки необходимой законодательной базы для приоритетного развития рынка нематериальных активов. В «Таможенный кодекс РФ», в части определения порядка таможенного оформления и регистрации объектов интеллектуальной собственности при пересечении границы с целью создания условий (возможности) постановки на бухгалтерский учет принимающей стороной. В законе «О бухгалтерском учете», в части изменения принципов бухгалтерского учета в сторону расширения границ в отношении определения нематериальных активов для целей постановки на бухгалтерский учет, для создания стимула привлечения инвестиций в область инновационного предпринимательства.
Необходимы проекты законодательных актов: «О результатах интеллектуальной деятельности»; «Об управлении и распоряжении интеллектуальной собственностью». Подводя итоги, еще раз подчеркну, что экономическая безопасность России невозможна в условиях разгула коррупции.
Крайне важен пиар предпринимателей, занимающихся созданием высоких технологий. В стране необходимо поменять отношение к предпринимателям. Молодежь должна понять, что свое дело - это выгодно, доходно, престижно.
И конечно же - соответствующее образование. Сегодняшнее отечественное образование отстало от потребностей реального отраслевого сектора, бизнеса и власти. Как показывает практика только 40% выпускников работают по специальности, остальные рассредоточиваются в других отраслях. Получается, что деньги, выделенные из госбюджета на высшее образование, потрачены зря. Поэтому нужны преобразования, благодаря которым выпускники станут востребованы на рынке труда и впишутся в инновационную экономику.
Хотите опубликовать пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали