Пресс-Релизы

Вопрос главному редактору журнала «Охотничий двор»

На форуме журнала «Охотничий двор» читатель Михаил Воротников из г. Волгограда задал интересный и непростой вопрос главному редактору издания, Малову О.Л.

- Как Вы относитесь к сохранению наших русских охотничьих традиций и разъясните часто повторяемый сегодня термин «правильная охота».

- Это довольно сложный вопрос, который, говоря откровенно, вызывает у меня затруднения с ответом. Дело заключается в том, что говорить приходится не о сохранении традиций, а о самих традициях. А вот их-то я и не знаю в нашей стране. Я – охотник с большим стажем, в охотничьей журналистике работаю много лет, собираю старые книги об охоте, но вот до настоящего времени не могу понять, о каких русских охотничьих традициях столь часто у нас принято говорить или заявлять в последнее время, особенно людьми, которые в этих вопросах и разбираются-то едва-едва.

Спрашивая их, о каких конкретно охотничьих традициях в России идет речь, я ни разу не получил вразумительного ответа. Обычно говорят об охоте с борзыми и придумывают невесть что, путая русскую охоту с охотой европейской. Понятие «охотничьи традиции» всегда связано со многими аспектами культурной и социальной жизни населения. Они не могут появиться сами по себе или быть привнесены извне искусственно. Следует четко уяснить, что практика (читайте традиция) комплектных охот с гончими и борзыми основывалась на крепостном праве. При его упразднении охота в том виде, в котором практиковалась на Руси, исчезла. Охотничьи традиции в европейских странах основывались на образе жизни аристократии и частной собственности на землю. Отсюда стремление к зрелищности и театральности в охоте.

В Англии это проявлялось особенно ярко. В нашей стране большая часть населения всегда рассматривала охоту, прежде всего, как возможность пополнить пищевой рацион. Именно по этой причине трофейная охота, к примеру, не практиковалась. О ней заговорили у нас в охотничьих кругах только в конце XX века, да и то с подачи людей, имеющих материальные возможности охотиться в других странах. В нашей стране понятие «трофейная охота» только начинает входить в обиход, да и мало волнует рядового охотника.

Могут возразить, что существовала же в старину «традиция» охоты на медведя с рогатиной. Заверяю вас, что использование рогатины в то время являлось следствием нехватки и дороговизны для простого охотника огнестрельного оружия. Охота с легавыми собаками, популярная в XIX веке среди интеллигенции, пришла также из Европы. Достаточно упомянуть, что мы до настоящего времени охотимся с европейскими породами легавых собак и своих не имеем. Пожалуй, лишь охота с гончими может претендовать на то, чтобы называться традиционной, так как в ней существует свой особый ритуал, жаргон, звуковые сигналы и прочее.

Сохранять традиции, безусловно, необходимо, но прежде их нужно иметь.

В отношении понятия «правильна охота» могу сказать, что это совсем не связано с законодательством. Это в большей степени относится к этической стороне охотника, его сознательности и, если хотите, совести. В первую очередь – это уважение к объекту охоты. Нормальный охотник никогда не будет добывать трофей любой ценой, особенно в его бедственном положении. Он не будет стрелять по самке, охотиться на местах гнездовья, упиваться количеством добытого (должен вовремя остановиться). Совесть человека и его уважительное отношение к дичи – это и есть самая правильная охота. Как ни парадоксально это звучит, дичь надо любить, прежде всего, живой. Тогда ты Охотник.

Не знаю, смог ли я ответить на ваши вопросы.

Каждый желающий может задать вопрос главному редактору журнала «Охотничий двор» направив его на электронную почту [email protected], [email protected]