Пресс-Релизы

95-летие со дня рождения прославленного летчика-испытателя, Героя СССР, писателя Марка Галлая

8 April, 2009, МоскваCulture PR

16 апреля 2009 года исполняется 95 лет со дня рождения. Марка Лазаревича Галлая, Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, инструктора-методиста первой «шестерки» космонавтов писателя.

За его плечами 124 типа освоенных летательных аппаратов. Немудрено. Как повторял сам Галлай «Настоящий летчик-испытатель должен свободно летать на всём, что только может летать, и с некоторым трудом - на тоём, что летать не может».

Марк Галлай (1914-1998 гг.) родился 16 апреля 1914 года в Санкт-Петербурге. Выбрал профессию, практически не задумываясь. Сам писал о том времени так: «В полном соответствии со стандартом, установившимся в мемуарной и биографической авиационной литературе, я «заболел» авиацией еще смолоду».

Среди «ступеней дела жизни» был Ленинградский институт инженеров ГВФ, Политехнический институт (отделение аэродинамики), аэроклуб при институте; ЦАГИ, где из работающих там летчиков, инженеров и техников стали готовить летчиков-испытателей. И, начиная с 1937 г., работа летчиком-испытателем. Еще в довоенные годы Галлай проводит ряд весьма сложных и рискованных летных испытаний, связанных с неисследованными или мало исследованными в авиации явлениями. В том числе первым в мире проводит испытания на «флаттер».

А потом - война. В июле-сентябре 1941г. Марк Галлай - летчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО г. Москвы), - совершил 10 ночных боевых вылетов на самолете МиГ-3 для отражения вражеских налетов. Сбил самолет противника в самом первом бою над Москвой 22 июля 1941 года. Воевал на Калининском фронте. Совершил 28 боевых вылетов.

Ну а позже - работа в Летно-исследовательском институте. Увольнение в 1951 г. фактически по причине «пятого пункта» и возвращение на испытательную работу после смерти Сталина.

За мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, 1 мая 1957 года Марку Галлаю было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1958 году он был уволен в запас в звании полковника, а через год в числе первых ему было присвоено звание заслуженного летчика-испытателя СССР.

Принимал значительное участие в подготовке первых вылетов, проработке программ и методическом руководстве летными испытаниями новых летательных аппаратов (Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ан-22 и других). Занимался научно-исследовательской работой в области динамики полета, стал доктором наук, получил звание профессора.

В 1960-1961 гг. - работал инструктором-методистом первого отряда космонавтов. Интересно, что именно Галлаю было поручено стать первым наставником будущих космонавтов по профессиональному обучению навыкам... космонавта. Как точно сформулировал ближайший друг Марка Галлая Эльдар Рязанов: «Нужен был наставник... космонавтам. Чему же наставник может научить космонавта, сам ни разу не летав в космос? Решили, что должен быть летчик-испытатель. И учить в первую очередь - быть готовым к внештатным ситуациям. Поручили это дело Галлаю...»

 Кстати, в самой последней своей книге «Я думал: это давно забыто», Галлай в главе «Кто сказал: "Первый - Гагарин"?» рассказал, как, собственно, выбирали «Первого Космонавта».

«Этот вопрос в звездные годы нашей космонавтики волновал многих. В самом деле: как, по каким признакам из состава группы, получившей в дальнейшем наименование "авангардной гагаринской шестерки", был выбран тот, кто полетел в космос первым? ...  Выбор шестерки для полетов на шести космических кораблях типа "Восток" был предопределен размерами кабины и грузоподъемностью корабля: космонавт должен был иметь рост не более 167 сантиметров и вес не более 65 килограммов. Иначе, я убежден, серьезным претендентом на то, чтобы попасть в "шестерку", а может быть, и лететь первым, стал бы Владимир Комаров... Но когда и как все-таки определили первого?... Ответов на этот вопрос молва преподносила немало. От более или менее правдоподобных ("Он с первого взгляда понравился Королеву") до совершенно фантастических ("Накануне старта положили спать трех кандидатов в космонавты, и у кого наутро оказался самый ровный пульс, тот и полетел").

Принимавшая экзамены комиссия состояла из десяти человек... Экзамены прошли гладко... Всем были выставлены оценки "отлично"...  В акте есть пункт, который процитирую полностью: "Комиссией ориентировочно рекомендуется следующая очередность экзаменовавшихся слушателей к первому космическому полету: 1.Ст. лейтенант Гагарин Ю.А.;  2. Ст. лейтенант Титов Г.С.; 3. Ст. лейтенант Нелюбов Г.Г.; 4. Капитан Николаев А.Г.; 5. Капитан Быковский В.Ф.; 6. Капитан Попович П.Р."

С точки зрения требований профессиональных для первого полета, в сущности, годился любой из "шестерки"... кого бы из этих ребят ни отправить в космос 12 апреля 1961 года, полет окончился бы столь же благополучно.

И все же вскоре я убедился, что выбор именно Гагарина был, что называется, "в десятку". Имеется в виду прежде всего не полет как таковой, а последующая послеполетная деятельность Гагарина, не сломавшегося, даже не прогнувшегося под тяжестью обрушившейся на него, вчерашнего старшего лейтенанта из провинциального авиагарнизона, всемирной славы... Если говорить о пропагандистском эффекте первого полета человека в космос, то личность Гагарина способствовала этому эффекту, как никакая другая.

Но так или иначе первую официальную рекомендацию, как говорится, с подписями и печатями: "Гагарин - первый" - выдала наша экзаменационная комиссия».

Кстати, в своей книге «С человеком на борту», в послесловии на которую Г.Титов записал: «Читая повесть, меня не оставляло ощущение полной подлинности  написанного», М.Галлай описывал и тренировки, которые он проводил с космонавтами. В частности, с Ю.Гагариным. На тренажере, имитирующем кабину космического корабля «космонавт последовательно перечислял положение ручек, тумблеров, приборов». Потом инструктор (Марк Галлай) спрашивал: «К полету готовы? - Готов! - Ну, тогда давай, поехали!». Инструктор нажимал «Пуск», и вся сложная имитация полета приходила в действие. И в минуту старта, едва почувствовав движение ракет, космонавт, возможно и автоматически, воскликнул, вместо оставшегося на земле наставника, привычное «Поехали»!

***

В это же время его первые повести печатает Александр Твардовский в журнале «Новый мир». Тогда это было безусловным признанием литературного таланта. Творчество Марка Лазаревича Галлая, ставшего для многих любимым писателем, также, конечно, было связано только с авиацией. И, пожалуй, во многом его заслуга в том, что весь Союз открыл для себя мир неба, летных испытаний. Он сумел в своих книгах и талантливо передать документальные факты, ценнейшие для истории советской авиации, и создать яркие образы.

Среди его книг: «Испытано в небе (Записки лётчика-испытателя)», «Через невидимые барьеры», «Первый бой мы выиграли», «С человеком на борту», «Жизнь Арцеулова», «Третье измерение», «Полоса точного приземления», «Небо, которое объединяет», «Я думал: это давно забыто».

Марк Галлай был награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почета», медалями.

Еще при жизни имя Марка Галлая было присвоено одной из малых планет.

Эльдар Александрович Рязанов, друг Галлая, снял фильм «Единица порядочности - один галлай». А совсем недавно на телеканале «Звезда» вышла программа «Дороже золота» о Марке Галлае, подготовленная студией «Крылья России».

Умер Марк Лазаревич Галлай 14 июля 1998 года и был похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.

А 21 февраля 2006 г. была открыта мемориальная доска, в Москве, на доме №9 по улице Спиридоновка, где Марк Галлай жил и работал с 1978 по 1998 гг.

При всех своих заслугах, Галлай до последних дней своей жизни оставался очень скромным человеком. Люди, не знавшие его не могли и предположить, что перед ними герой, заслуженный летчик-испытатель...

Марк Лазаревич Галлай прожил всю жизнь, руководствуясь до последнего своего дня единственным и самым важным для него принципом - Порядочностью.

 Материалы подготовили Юрий Галлай (сын) и Валерия Галлай (внучка)