Пресс-Релизы

Российские банки и промышленность: механизмы модернизации и взаимодействия

Одни из ключевых проблем российской экономики - проблемы модернизации и взаимодействия промышленности и банков. Различные аспекты этих проблем обстоятельно рассматривались на заседаниях Научно-экспертного совета по антикризисной политике Аналитического управления Государственной Думы.

Тем не менее, остается много вопросом, главным из которых следует считать инерционность самих процессов модернизации и, как следствие этого, неэффективность механизмов взаимодействия российской промышленности и российской банковской системы. В целом, такая инерционность может быть охарактеризована как некоторый «гордиев узел», который каким-то образом придется «разрубить». Так, с одной стороны, для модернизации промышленности нужны масштабные денежные вливания, а точнее - крупные и долгосрочные кредитные средства, которые находятся у банков. С другой стороны, банки, владея этими средствами, придерживают их, так или иначе, в условиях отсталости и отсутствия модернизационного потенциала промышленности. Если предельно упростить ситуацию, то указанные проблемы можно свести к следующему «порочному кругу» - российская промышленность «хочет, но не может», а российская банковская система - «может, но не хочет». Решения этих проблем имеют ключевое значение для разработки и принятия в ближайшем будущем таких важнейших для экономики страны документов, как «Федеральный бюджет» и «Единая государственная денежно-кредитная политика», рассказал член Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Константин Бесчетнов.

-Каковы реальные состояния, проблемы, направления, механизмы и внутренние (внешние) ресурсы модернизации и взаимодействия российской промышленности и российской   банковской системы?

- Здесь нужно рассматривать состояние не только банковской, но и всей финансовой системы. Ключевая проблема, которую необходимо решать - это долгие дешевые деньги: государственные, собственные, иностранные (кредитные, акционерные, долговые). Я говорю о развитии институтов частного, долгового капитала, институтов капиталов открытого рынка. Для решения этой проблемы российская финансовая система должна стать открытой. Ведь мировой капитал не привязан к государственным границам: чтобы перевести средства из Германии в США требуется не более двух часов. В России это не просто, так как мы постоянно защищаемся от бегства капитала. Но как показал 2009 год, административными способами бегство капитала регулировать невозможно.

При оптимальных рисках нужно создать условия, благодаря которым российский капитал начнет возвращаться в страну и притягивать иностранный капитал. Угроза «вывалиться» из БРИК не надуманная: в отличии от партнеров по БРИК Россия за время кризиса потеряла некоторые экономически важные позиции. Чтобы их восстановить, сохранить и приумножить, необходимы действия, которые приведут к экономическому росту.

- Что это за действия?

- И хорошо и плохо, что мы продолжаем сохранять не плохие позиции по сырьевому сектору. Хорошо, потому что бюджет 2009 года исполнен не с напряжением: заложенная разница в цене на нефть дала позитивные результаты. Плохо -  отсутствует необходимость в изменении структуры экономики, мы продолжаем эксплуатировать сырьевую модель и постепенно из сырьевого придатка развитых европейских стран, превращаемся в сырьевой придаток развивающихся, в частности, Китая. Подтверждение: строительство трубопровода в Китае. Пока мы помогаем быстро растущему рынку Китая, он будет создавать и реализовывать высокотехнологичный товар. В развитых странах мира 75-90% прироста ВВП обеспечивается за счет инновационного сектора. В России данный показатель пока находится на уровне от 2 до 8%. Соответственно переход к инновационной экономике даст в российский бюджет 600 млрд долларов в год.

Переход к экономике нематериальных активов невозможен без эффективной финансовой модели, эффективного государственного управления (ключевая составляющая - борьба с коррупцией) и связки нематериальных активов с материальными, привязки к рынку. В противном случае изобретения, не могут использоваться в реальном секторе, так как ничего не стоят. Они должны учитываться надлежащим образом, тогда мы сможем построить рынок нематериальных активов, запустить новые рынки программного обеспечения, брендов, рынки интеллектуальных и высоких технологий. Задача сложная, но другого выхода нет.

Фактически это означает смену элиты. Сегодня экономическую политику диктует сырьевой сектор, но в ближайшие годы его должен сменить высокотехнологичный и чтобы он сформировался 

необходимо начать сотрудничать с зарубежными высокотехнологичными компаниями, которые помогут сформировать первичный рынок и первичный спрос. Бытует мнение, что в России нет спроса на инновации: везде в мире есть, а у нас нет, но так не бывает. Просто мы пока не умеем с ним работать.

- Способна ли банковская система России (до, в ходе или после ее модернизации) самостоятельно, без внешних заимствований и/или государственной поддержки, «поднять» промышленность? Что для этого необходимо?

- Мнение, что без финансовой помощи извне, без учета внешних системных правил, своими собственными ресурсами поднять промышленность глубоко ошибочно. России нельзя выстраивать закрытую финансовую систему - чем больше мы ее закрываем, тем хуже для нас. Чем больше будет приток иностранного капитала, тем лучше. Другое дело, что открывать ее для мира необходимо осторожно, и в наиболее конкурентных областях.

Приток иностранного капитала возможен благодаря максимально открытым системам и условиям, в том числе снижением административных барьеров, вплоть до введения максимально упрощенного для иностранных инвесторов въезда в страну. И здесь не обойтись без государственной поддержки. Поэтому необходимо разработать новые условия работы государственных денег. Не менее важна - смена направления развития отечественной промышленности и качество выпускаемой продукции. Развитие только сырьевого сектора не принесет ощутимо- мощного экономического скачка, прироста ВВП, подъема. Потому что есть глобальные процессы, есть растущий Китай, Европа, активно развивающая энергосберегающие технологии, которые приведут к меньшему потреблению российского газа и как следствие, сужению европейского рынка. Переключение на Китай не принесет ощутимого экономического роста: России необходима высокотехнологическая промышленность. Чтобы ее создать, необходимо ослабить рубль. Это не означает, что резко обвалить, но он должен быть более слабым. Американцы целенаправленно опустили доллар и в результате оживили свою экономику. Рубль привязан к сырью, и его девальвировали до уровня, чтобы сделать прибыльным сектор в целом.

Кроме того, необходимы налоговые льготы, стимулирующие развитие экономики нематериальных активов. Также необходимо создать условия, при которых максимальная капитализация нематериальных активов мира происходила именно в России. Чтобы иностранным бизнесменам выгодно было размещать у нас свой высокотехнологичный бизнес. Российским предпринимателям необходимо понять, что у мирового бизнеса давно нет территориальной привязки: товар может производиться в Израиле, а продаваться в США, Австралии, Германии. В мире давно идет процесс глобализации, и мы от него никуда не уйдем. Поэтому одна из задач правительства - повысить уровень мышления, знаний мировой экономики российским предпринимателям.

Не стоит сбрасывать со счетов и другие точки опоры - бывших соотечественников, эмигрировавших в свое время в разные страны, которые своим бесценным опытом могут помочь в становлении экономики нематериальных активов нашей страны.

-Какие нужны условия для подъема промышленности?

- До сих пор у нас сохраняется сырьевая модель с переходом на обслуживание рынков развивающихся стран. Запас, накопленный благодаря высоким ценам нефть, мы проедаем, а драйверы запуска дополнительных источников финансирования пока буксуют. Поэтому в России в срочном порядке должны начаться процессы, которые дадут дополнительный приток капитала не в сырьевую, а инновационную составляющую экономику нематериальных активов. Главное - запустить процесс перехода, в который необходимо вовлечь российские и зарубежные банки. В свое время в том же Израиле большой вклад в трансформацию экономики внесли выходцы из бывшего СССР. То же самое происходило и в других активно развивающихся государствах. Поэтому, чтобы в России произошла трансформация экономики, имеет смысл заручиться поддержкой и опытом бывших наших соотечественников.

Пока же российский финансовый сектор не может определиться, как ему быть. Количество малого и среднего бизнеса в существующих моделях, не позволяет нормально размещать деньги банков, так чтобы они могли обслуживать долговые и акционерные обязательства и активно расти. По большому счету российские банки экономически чувствуют себя достаточно хорошо. Но пока они не увидят, где выгодно размещать свои средства, не будут рисковать. Поэтому нужно подготовить почву, рынки, которые станут локомотивом новой российской экономики, новых собственников, которые начнут активно эти рынки развивать. Тогда у финансовой системы не будет выбора и она начнет помогать создавать новые предприятия, что в конечном итоге приведет к созданию инновационной экономики, за которую мы сейчас активно боремся.

 

 



Хотите разместить свой пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали