Пресс-Релизы

Кризис - государство и наши действия

Государство говорит, что оно выполнит все свои социальные обязательства. Но речь идет о выполнении только имеющихся обязательств – о новых никто не говорит. Надо понять: если ты имеешь право на какое-то социальное обязательство, оно будет реализовано в течение ближайших двух лет, если ситуация не будет ухудшаться уж очень стремительно, а дальше действовать придется самостоятельно.

«Государство выполнит свои социальные обязательства, но не станет брать на себя новые, пока ситуация в стране не улучшиться. Расчитывать на его помощь правильно и нормально, но каждому срочно нужно начинать действовать самостоятельно, искать выходы для себя лично, тогда и положение дел в целом в России улучшиться быстрее»

Интервью директора фонда «Институт экономических и социальных исследований» Шевякова Михаила Юрьевича (http://www.fund-research.ru/news/item/1123)

Спирали кризиса

Кризисом я занимаюсь и с философской, и с социологической точек зрения и считаю, что у него есть две как бы закручивающиеся спирали. Первая – чисто экономическая, связанная с котировками, биржами, падением спроса, сокращением рабочих мест и т. д. Вторая — это спираль сознания. Эти спирали взаимосвязаны. Некоторые журналисты в последнее время начинают любой репортаж с фразы: «В условиях экономического кризиса...» Давайте зададим себе другой вопрос: а когда мы жили не в условиях экономического кризиса? На мой взгляд, экономический кризис начался в 1987—1988 гг. Именно тогда начался рост цен, дефицит товаров, введение талонной системы. Затем вспомним 1991 год с его пятипроцентной инфляцией каждый месяц. В 1998 году с нами случился дефолт. К примеру, тогда на все свои сбережения, которые мгновенно обесценились, я смог сходить на рынок и купить дубленку.

Мы стали реально лучше жить последние годы перед 2008-м. Тогда люди почувствовали реальные улучшения: стали вовремя получать зарплату, она чуть подросла и т. д. Эти 3-4 года относительного улучшения внутренней ситуации не ликвидировали адаптацию людей к кризисным явлениям. Сейчас задача человека сводится к тому, чтобы адаптироваться к кризису.

Но это все относится к жителям областного центра. Я регулярно выезжаю в районы области для проведения социологических исследований, в процессе которых общаюсь с людьми. Селяне прямо говорят: «Какой кризис?! Да у нас тут по-другому и не было никогда!»

Какие формы адаптации к кризису наиболее продуктивны?

Главная из них — поиск дополнительного заработка.

К примеру, у меня работают интервьюеры. Работа, безусловно, тяжелая — надо ходить по квартирам и просить людей принять участие в анкетировании. Но этот труд оплачивается, причем день в день, без всяких задержек.

Но, несмотря на растущую безработицу и экономический кризис, мы не ощущаем наплыва интервьюеров, хотя объявления и рекламу о предлагаемой работе даем регулярно.
Видимо, условно говоря, люди еще подъедают старые запасы и, самое главное, надеются на помощь государства. По федеральным исследованиям, 80% россиян связывают свое будущее с усилиями государства. Получается, на себя никто не рассчитывает.

В то же время государство говорит, что оно выполнит все свои социальные обязательства. Но речь идет о выполнении только имеющихся обязательств – о новых никто не говорит. Надо понять: если ты имеешь право на какое-то социальное обязательство, оно будет реализовано в течение ближайших двух лет, если ситуация не будет ухудшаться уж очень стремительно, а дальше действовать придется самостоятельно.

Антикризисная власть

Чего люди ждут от властей?

Практически всегда одного и того же – чтобы власти создали нормальные условия для жизни человека.

Если говорить о конкретных мерах, которые может принять власть на региональном и федеральном уровнях, то их немало. К примеру, можно пустить доступные по цене автобусы в дачные массивы, чтобы люди смогли выращивать для себя овощи и фрукты. Это облегчит жизнь людям. Еще совсем недавно люди рыли погреба и делали там припасы на черный день. Мы можем сколько угодно смеяться над этим, но это осмысленное, в какой-то мере антикризисное поведение.

Другой пример. Я не сторонник снижения налогового бремени, но тут узнаю, что вынашиваются планы повышения налогов – Алексей Кудрин заявляет о том, что 0,5% от каждого безналичного платежа надо платить в бюджет. Но почему бы не ввести прогрессивную шкалу налогообложения на доходы физических лиц? К примеру, те же чиновники федерального и регионального уровня получают очень неплохо. Почему не обложить их таким налогом? Это принято во всем мире: кто больше получает, тот и платит больше налогов. Введение такого налога – чем вам не антикризисная мера? Ведь значительная часть НДФЛ идет в муниципальные бюджеты.

Еще одно предложение. Предположим, сократили на заводе сварщика. Он пошел людям на гаражи крыши варить. Что мешает тем же сварщикам, плотникам и т. д. дать возможность зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица? Чтобы, с одной стороны, они работали на себя, а с другой — платили налоги и пополняли муниципальный бюджет. В качестве еще одной антикризисной меры я предложил бы создать ресурсный центр, в котором каждому человеку, который что-то умеет делать, помогали бы стать индивидуальным предпринимателем.

Государство выполнит свои социальные обязательства, но не станет брать на себя новые, пока ситуация в стране не улучшиться. Расчитывать на его помощь правильно и нормально, но каждому срочно нужно начинать действовать самостоятельно, искать выходы для себя лично, тогда и положение дел в целом в России улучшиться быстрее.

Шевяков Михаил Юрьевич, фонд «ИЭСИ», Волгоград.



Хотите разместить свой пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали