Пресс-Релизы
Политолог Игорь Шатров: «Отмена визового режима с Европой не является актуальной проблемой российской политики!»
Несмотря на то, что теперь, после подписания Лиссабонского договора всеми странами - членами ЕС, действительно для принятия решения в Евросоюзе не требуется консенсус, а достаточно квалифицированного большинства, я сомневаюсь в вероятности принятия решения о безвизовом въезде в Европу для россиян в 2010 году.
В последнее время тему отмены визового режима между Россией и Европой поднимают не только российские, но и европейские политики. В частности, к этому вопросу обратился министр иностранных дел Италии Франко Фраттини, который в эфире телеканала Russia Today заявил, что изменение порядка принятия решений в Евросоюзе позволит Италии уже в 2010 году инициировать снятие визовых ограничений для российских граждан. Не смотря на то, что теперь, после подписания Лиссабонского договора всеми странами - членами ЕС, действительно для принятия решения в Евросоюзе не требуется консенсус, а достаточно квалифицированного большинства, я сомневаюсь в вероятности принятия решения о безвизовом въезде в Европу для россиян в 2010 году. Хотя нисколько не сомневаюсь в том, что это решение будет принято в будущем. Мои сомнения основываются на следующих обстоятельствах.
Во-первых, чтобы принятое квалифицированным большинством решение было заблокировано, достаточно протеста всего четырех стран. И такие страны среди младоевропейцев есть. Их как раз как минимум четыре - это три балтийских государства и Польша.
Во-вторых, европейцами не исчерпан до конца потенциал переговоров. Принятие решения, как правило, обуславливается некими уступками, которые стороны делают друг другу. Не думаю, что все возможные взаимные «обременения» обеими сторонами друг на друга уже наложены. О российской стороне скажу чуть ниже. Что касается европейцев, то камнем преткновения для ЕС, например, могут оказаться российские граждане - жители Абхазии и Южной Осетии, условия перемещения которых через границу Евросоюза могут оговариваться отдельно. Ведь снятие ограничений для них при пересечении границы Евросоюза станет невольным бонусом для непризнанных Европой кавказских государств. На эту проблему еще в апреле в своем докладе «Перспектива безвизового режима в отношениях между Россией и ЕС» обращал внимание Финский институт международных отношений. «Перспектива предоставления жителям Южной Осетии и Абхазии права безвизового въезда в ЕС в то время, как граждане Грузии такой возможности не имеют, политически неприемлема для ЕС и потому ставит возможные соглашения под вопрос», - резюмировали тогда свои выводы авторы доклада.
Есть третья причина, по которой прозрачность границ с Европой может не стать делом завтрашнего дня. Снятие визовых барьеров со стороны Европы влечет за собой симметричные действия со стороны России - отмену визового режима для европейцев. На мой взгляд, Россия не готова к такой открытости. Москва уже соблюла все формальности, даже подписала с ЕС договор о реадмиссиях, то есть взяла на себя финансовую и юридическую ответственность за нелегальных мигрантов, попавших в Европу через российскую территорию. Тем не менее, думаю, в реальности мы не готовы к такой ответственности, не готовы еще исполнять и многие другие из подписанных ранее соглашений и, опасаясь скандала, будем всячески тормозить процесс.
И четвертое. Полагаю также, что Москва будет тормозить процесс и по другим основаниям. Внешняя политика России становится все более наступательной, и мы будем стремиться сделать эти переговоры площадкой активной торговли с европейцами. Так как со стороны стран «старой Европы» также присутствует заинтересованность в снятии ограничений, мы, в свою очередь, будем активно обременять европейцев выполнением ряда условий на пути к достижению этой цели. Не только европейской, но и российской дипломатией потенциал переговоров также не исчерпан. Причем мы можем затягивать это процесс сколь угодно длительное время. Ведь проблема визовых ограничений не актуальна для большинства россиян.
На мой взгляд, визовый режим сейчас не является какой-то серьезной помехой для общения россиян и европейцев. Эта тема для России имеет больше политическое, чем практическое, интересное для обычного гражданина значение. Будем реалистами. По-моему, всего лишь 10 процентов россиян имеют заграничные паспорта. Из этих 10 процентов, наверное, процентов 80 - это те, кто используют их для поездки на летний отдых в безвизовые страны или так называемые страны с визой на границе (Турция, Египет, Тунис и т.п.). При этом получить шенгенскую мультивизу для тех, кто активно путешествует, не составляет никакого труда. Если не хочется соблюдать излишние формальности, принятые в ряде шенгенских стран, существует «окно в Европу» - Финляндия, шенгенскую визу которой получить совсем не проблематично.
Большинство же россиян по финансовым, а не по визовым причинам, не могут себе позволить прилететь даже из Владивостока в Москву, а уж тем более не могут вылететь за границу. Отмена визового режима не изменит ровным счетом ничего! Мы не вступаем в Евросоюз, наши граждане не получают таким образом возможности устроиться там на работу, получать на равных правах с европейцами медобслуживание и прочие социальные гарантии. Визовые препоны затрагивают интересы лишь незначительной части туристов (Европа - не самое бюджетное место для отдыха простого россиянина) и турфирм. А тема интересна политикам как дополнительная переговорная площадка. Снятие вопроса сузит круг переговорной проблематики, что, думаю, сейчас даже не разумно. Свято место пусто не бывает. На повестку дня могут выйти совершенно другие проблемы, по которым договориться будет гораздо сложнее. Выгоднее сохранять интригу на таких переговорах, на которых свет в конце тоннеля виден явно, а все регулируется только скоростью движения в сторону выхода из этого тоннеля!
Иными словами, полагаю, что еще на 3-5 лет эта тема сохранится как основа для переговорного процесса с Европой по более широкому спектру вопросов, выходящему за рамки проблемы нелегальной миграции. За этот период, возможно, удастся договориться о некоторых поблажках, но до полноценного безвизового режима еще далеко.
О «Ливадийском клубе»
Центр изучения коммуникационных технологий и интеграционных процессов на постсоветском пространстве и в странах Евросоюза «Ливадийский клуб» был основан в 2006 году по инициативе группы российских и зарубежных экспертов. Клуб является полноценной международной экспертной сетью, которая аккумулирует знания, технологии и связи и мобилизует их под конкретные проекты. Сегодня «Ливадийский клуб» - это независимая экспертно-аналитическая организация, занимающаяся оценкой и прогнозированием развития политических, социально-экономических, культурных процессов на региональном и геополитическом уровнях. Клуб открыт для новых локальных и глобальных инициатив и готов предложить свои интеллектуальные ресурсы для их поддержки.
Философия клуба как общности людей, разделяющих близкие интересы, отрицает понятие «клиент». Персоны и компании, с которыми сотрудничает Клуб, становятся его партнерами, а это значит, что мы разделяем их ценности и верим в проекты, над которыми работаем. В этой связи приоритетными для нас являются инициативы, направленные на повышение качества государственного управления, развитие институтов гражданского общества и поддержку межрегионального и международного взаимодействия на всех уровнях. Мы открыты для сотрудничества с бизнесом, который понимает социальный эффект, который влечет его активность, и руководствуется высокими моральными стандартами при ее осуществлении.
Точки взаимодействия:
- связи с общественностью (PR),
- связи с государственными органами (GR и лоббизм),
- аналитика и экспертиза,
- организация мероприятий,
- поддержка международного сотрудничества,
- тренинги.
Вопросы и заявки на интервью: [email protected]
www.livadiaclub.ru
Хотите разместить свой пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали