Пресс-Релизы

Европа и СНГ будут в числе внешнеполитических приоритетов России в 2010 году, считает российский политолог Игорь Шатров

В 2010 году станет понятно, удалось ли наконец наполнить смыслом Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. Можно ожидать провокационных действий и нарушения договоренностей со стороны Белоруссии.

Отношения России и США в 2010 году будут выстраиваться вокруг нескольких узловых точек - Договор о сокращении наступательных вооружений, Афганистан, Иран. Это важнейшие геополитические проблемы, однако в плане частоты и плодотворности контактов европейское направление приобретает для России все более весомое значение. Подписание Лиссабонского договора, открывшее перспективы введения безвизового режима с Европой, наконец-то согласованное строительство Nord Stream, перспективы улучшения российско-украинских отношений после президентских выборов - все эти «маячки» сейчас гораздо значимее, чем самые тесные отношения с заокеанскими партнерами. Да и Барак Обама, похоже, в 2010 году будет больше занят внутренними проблемами своей страны, чем наполнением содержанием термина «перезагрузка». Консенсус с США в настоящее время важен для России только в том случае, когда вопрос касается ближайшего окружения, «подбрюшья». Поэтому Афганистан и Иран, конечно, входят в список общих приоритетов. На прочих направлениях, не являющихся опасными с военной точки зрения, наша внешняя политика не требует такого тщательного согласования позиций с американскими партнерами, потому что является конкурентной. В настоящее время, в частности, Россия формулирует свою внешнюю политику в отношении стран СНГ (надо признать, что в отношении большинства бывших союзных республик подобной политики все годы после распада СССР попросту не было) и других ближайших соседей, восстанавливая свои внешнеполитические позиции в регионе, в котором Соединенные Штаты, увы, уже успели наследить. 

В 2010 году станет понятно, удалось ли наконец наполнить смыслом Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. Можно ожидать провокационных действий и нарушения договоренностей со стороны Белоруссии. Наш славянский сосед в этом союзе является наиболее пострадавшей от унификации таможенного законодательства стороной, и Минск будет искать новые возможности, в первую очередь, политического характера, для давления на Россию. В частности, вероятность продолжения разыгрывания кавказской карты (тема признания независимости Абхазии и Южной Осетии) остается высокой на протяжении всего года и даже в 2011-2012 годах. Полагаю, что весенняя сессия белорусского парламента так и не примет решение по этому вопросу. Единое экономическое пространство должно быть создано к 1 января 2012 года. 1 января 2010 года вступил в силу только единый таможенный тариф. Сам Таможенный союз будет запущен со вступлением в силу Таможенного кодекса ТС, а это произойдет 1 июля 2010 года. Тогда будет снят таможенный контроль на российско-белорусской границе, а через год - на российско-казахстанской. К каждой из этих дат Белоруссия может приготовить очередной сюрприз.

На острие внешнеполитического вектора кавказской политики России будут Абхазия и Южная Осетия. Я бы не рассматривал в дальнейшем эти два новых государства сугубо в контексте российско-грузинских отношений. Теперь в отношении каждого из трех государств - Грузии, Абхазии и Южной Осетии - Россией проводится отчасти взаимоувязанная, но все же отдельная политика. Также считаю, что в дальнейшем при моделировании внешнеполитических сценариев необходимо разделять и сами новые государства. Их связка, вызванная обстоятельствами непреодолимого характера, теперь только вредит делу. Абхазия и Южная Осетия будут развиваться по-разному. 

РА, в отличие от РЮО, взяла бесповоротный курс на реальную независимость. Курс этот всячески поддержан Россией. По этой причине маленькая причерноморская республика становится эпицентром важнейших мировых событий. Через нее проходит своеобразный «геополитический хребет», разделяющий мир по полюсам. Россия, которая взяла на себя роль гаранта абхазской независимости, заинтересована в становлении абхазской государственности. Однако чтобы не стать заложником собственного решения о признании независимости Абхазии, Россия, во-первых, будет стремиться к увеличению числа своих союзников в этом вопросе. Причем это будет одновременно и тестом на лояльность России, как одному из мировых полюсов. Это немаловажно, потому что до последнего времени мировое сообщество вынуждено было мириться с жесткими поступками только одной страны. Во-вторых, Россия всячески будет поддерживать стремление Абхазии к созданию правового государства с развитой экономикой, чтобы иметь впоследствии возможность на примере подтвердить верность принятого в критической ситуации решения. Россия намерена не «продавливать» в мировом сообществе абхазскую независимость, а сделать так, чтобы это сообщество убедилось само в дееспособности абхазского государства. Пока же приходится признать, что независимость Абхазии и Южной Осетии - это единственная российская внешнеполитическая «инициатива», которую мир был вынужден принять, так сказать, по умолчанию. Нам остро необходима дальнейшая положительная динамика на этом внешнеполитическом направлении.

В ряду других тем внешнеполитической повестки, помимо названных выше, - новые проекты карабахского и приднестровского урегулирования; формализация отношений в рамках БРИК; инициативы Форума стран - экспортеров газа; подготовка к форуму АТЭС и проблема Курильских островов; Китай. Будучи великой державой, Россия вынуждена взаимодействовать с мировым сообществом не только по внешнему контуру своих границ. Поэтому всегда очень сложно спрогнозировать все вызовы, с которыми может столкнуться страна. Я выделил лишь те из них, которые, на мой взгляд, окажут наиболее существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику России в наступившем году. Также я намеренно опустил прогнозируемые некоторыми аналитиками военные конфликты и террористические атаки, которые могут вызвать косвенное или даже реальное участие России. Дабы не накликать беду.

О «Ливадийском клубе»

Центр изучения коммуникационных технологий и интеграционных процессов на постсоветском пространстве и в странах Евросоюза «Ливадийский клуб» был основан в 2006 году по инициативе группы российских и зарубежных экспертов. Клуб является полноценной международной экспертной сетью, которая аккумулирует знания, технологии и связи и мобилизует их под конкретные проекты. Сегодня «Ливадийский клуб» - это независимая экспертно-аналитическая организация, занимающаяся оценкой и прогнозированием развития политических, социально-экономических, культурных процессов на региональном и геополитическом уровнях. Клуб открыт для новых локальных и глобальных инициатив и готов предложить свои интеллектуальные ресурсы для их поддержки.

Философия клуба как общности людей, разделяющих близкие интересы, отрицает понятие «клиент». Персоны и компании, с которыми сотрудничает Клуб, становятся его партнерами, а это значит, что мы разделяем их ценности и верим в проекты, над которыми работаем. В этой связи приоритетными для нас являются инициативы, направленные на повышение качества государственного управления, развитие институтов гражданского общества и поддержку межрегионального и международного взаимодействия на всех уровнях. Мы открыты для сотрудничества с бизнесом, который понимает социальный эффект, который влечет его активность, и руководствуется высокими моральными стандартами при ее осуществлении.

Точки взаимодействия: 
- связи с общественностью (PR), 
- связи с государственными органами (GR и лоббизм), 
- аналитика и экспертиза, 
- организация мероприятий, 
- поддержка международного сотрудничества, 
- тренинги.

Вопросы и заявки на интервью: [email protected]
www.livadiaclub.ru 




Хотите разместить свой пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали